Урок биологии 9 класс
Подготовил учитель биологии Хомиченко А. В.
Эпиграф
«Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все средства мира не в состоянии заменить действие движения».
(Тиссо) (СЛАЙД1)
Цели урока:
Углубить, обобщить и систематизировать знания учащихся об опорно-двигательной системе;
развивать у обучающихся умения выделять главное, сравнивать, анализировать учебный материал, обобщать, делать выводы;
развивать логическое мышление; умение устанавливать причинно-следственные связи между понятиями и явлениями;
воспитывать экологическую культуру у обучающихся: закрепить знания о влиянии ЗОЖ на здоровье человека;
Задачи урока:
1) образовательная: раскрыть особенности о микро- и макроскопическом строении мышц; строения скелетных мышц, их прикрепления к костям, дать характеристику основным группам мышц; выяснить функции мышц
2) развивающая: продолжить обучение умениям находить необходимые сведения в тексте учебника, раскрывать причинно-следственные связи, логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме;
3) воспитательная: воспитывать пробуждение интереса к приобретению знаний о своём организме, роли этих знаний в сохранении и укреплении здоровья.
Оборудование: доска, карточки, таблицы, презентация.
Ход урока.
Здравствуйте, ребята.
Валеологическая минутка.
Цель: создание обстановки психологического комфорта на уроке, снятие напряжения.
Педагог предлагает детям представить, что они листочки, которые качаются на волнах. Дети садятся удобно, закрывают глаза, расслабляют мышцы рук и ног. Затем учащиеся открывают глаза и улыбаются соседу по парте. Успокоившиеся после перемены дети легко включаются в урок. (СЛАЙД 2)
Скажите, пожалуйста, что мы изучаем на уроках биологии в этом году?
Ответ: Организм человека.
На экране появляется (СЛАЙД 3):
Что такое организм?
Ответ: Это единая система органов, взаимодействующих между собой.
Какой орган самый важный в организме человека?
Ответ: Его нет, в организме важны все органы.
Из чего же состоит организм?
Ответ: Из клеток.
Что такое клетка?
Клетка – элементарная единица всего живого, поэтому ей присущи свойства живых организмов: обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение, регенерация и другие свойства.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
Сейчас мы увидим небольшой фрагмент из м/ф, и вы узнаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке.
Демонстрируется фрагмент м/ф «Поликлиника кота Леопольда» (содержание фрагмента: Леопольд посещает рентген-кабинет вместе с мышами, которые заявляют, что они – мыши-цы).
то же мы будем изучать сегодня на уроке? Мышцы. Записывают тему (СЛАЙД 4)
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
А в м/ф перед нами действительно были мышцы?
Нет, это был скелет. (СЛАЙД 5)
А что такое скелет?
Скелет — это часть организма.
Из каких частей состоит скелет?
(Скелет = череп + скелет туловища + скелет верхних конечностей + скелет нижних конечностей.?
Какие Функции выполняет скелет?
Ответ: - Скелет выполняет разные функции, главная из которых опорная. Он определяет в значительной мере размер и форму тела. Некоторые части скелета, как, например, череп, грудная клетка и таз, служат вместилищем и защитой жизненно важных органов — мозга, легких, сердца, кишечника и т.д..
Биологический диктант код (на экране) (СЛАЙД 6)
1) Грудная клетка
2) Позвоночник
3) Скелет верхних конечностей
4) Мозговой отдел черепа
5) Пояс верхних конечностей
6) Скелет нижних конечностей
7) Лицевой отдел черепа
8) Пояс нижних конечностей
- Отдел является стержнем, опорой для всего скелета
- Отдел скелета, в который входят скуловые и новые кости
- Отдел скелета, выполняющий защитные функции по отношению к головному мозгу
- Отдел скелета, в который входят лучевые и плечевые кости
- Отдел скелета, в который входят кости таза
- Отдел является опорой для скелета верхних конечностей
- Отдел скелета, в который входят бедренные кости
- Отдел скелета, в который входят рёбра и грудина
Ответы: 1 – 2; 2-7; 3-4; 4-3; 5-8; 6-5; 7-6; 8-1.
Учитель: Сегодня я расскажу вам одну древнюю индийскую сказку о сороконожке (СЛАЙД 7)«Однажды молодая весёлая сороконожка изящно танцевала. Старая жаба злобно следила за ней из болота, завидуя ловкости её движений. И вдруг она спросила плясунью: «Не объяснишь ли мне, дорогая, как тебе удаётся так замечательно распоряжаться всеми своими ногами? Откуда ты знаешь, какая ножка поднимется первой, а какая двадцать восьмой? Которая из ножек опускается и когда поднимается 11 и 7? И что в это время делают 9 и 21?» Сороконожка остановилась и задумалась. Ей и в голову не приходили такие вопросы. А теперь ей и самой стало любопытно: как же поступает она, в самом деле? Какую ножку надо поднять, чтобы продолжить танец? Но этого она не знала. Чем больше она об этом думала, тем больше запутывалась. Так она и осталась неподвижной на радость старой жабе»
А как это делаем мы? Давайте проделаем небольшую работу: поднимите руку вверх и теперь зафиксируйте её в поднятом состоянии. Что тянет нашу руку вверх? Какой вывод можно сделать: мышцы работают под командой головного мозга. Какую систему человека составляют кости скелета, их соединения и мышцы. ( опорно-двигательную систему). (СЛАЙД 8) Какую часть опорно-двигательной системы составляют кости скелета (Пассивную)
Мышцы – это активная часть опорно-двигательной системы. (СЛАЙД 9)
Мышц в организме человека более 600, они разнообразны по строению и форме, свойствам и функциям.
Название «мышца» произошло от слова «мускулюс» - Оказывается, древним ученым сокращение мышц напоминало бегание мышки под кожей. Так что, в нашем мультфильме, с которого мы начали урок, мышки были почти правы, когда заявили, что они «мыши-цы»!
Дадим определение: (записываем в тетрадь)
Мышцы или мускулы (от лат. musculus — мышка, маленькая мышь) — органы тела животных и человека, состоящие из упругой, эластичной мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов. (записываем в тетрадь)
И сегодня на уроке нам предстоит узнать: Как устроены скелетные мышцы? Где расположены? Как они работают? Кто знает мне поможет, а кто не знает, попробуем разобраться.
(СЛАЙД 10)А знаете ли вы, что 30-35% массы тела это мускулатуры или мышечная ткань. (СЛАЙД 11) Жевательные мышцы – самые сильные (усилие 70 кг.). У плачущего ребенка работает 43 мышцы, а у смеющегося 17 => смеяться энергетически выгодней.
(СЛАЙД 12) Скелетные мышцы выполняют функцию движения, вместе со скелетом придают форму телу, удерживают его в равновесии, защищают внутренние органы.
Рассмотрим Как устроены мышцы:
(СЛАЙД 13) Строение скелетной мышцы. Скелетные мышцы, образованы поперечнополосатой мышечной тканью.
Каждое мышечное волокно–это многоядерная цилиндрическая клетка имеет снаружи тонкую оболочку, а внутри него находятся многочисленные тонкие сократительные нити - миофибриллы и б Миофибриллы, в свою очередь, состоят из тончайших нитей двух типов - толстых (белковые молекулы-миозина) и тонких (белка - актина). Так как они образованы различными видами белка, под микроскопом видны чередующиеся темные и светлые полосы. Отсюда и название скелетной мышечной ткани: поперечнополосатая.
(СЛАЙД 14) Мышцы крепятся к костям с помощью нерастяжимых сухожилий. Обычно мышцы одним концом крепятся выше, а другим ниже сустава. При таком креплении сокращение мышц приводит в движение кости в суставах.
Мышцы выполняют большую работу, поэтому они богаты кровеносными сосудами, по которым
-- кровь снабжает их кислородом, питательными веществами, выносит продукты обмена веществ.
- нервные окончания:
рецепторы – воспринимают степень растяжения и сокращения мышц
Мышцы антагонисты и синергисты (СЛАЙД 15)
Движение в любом суставе обеспечивается как минимум двумя мышцами, действующими в противоположных направлениях. Такие мышцы называют антагонистами (например, сгибатели и разгибатели).
В одном направлении (сгибание или разгибание) могут действовать не одна, а несколько мышц. В этом случае их называют синергистами.
(СЛАЙД 16) В зависимости от расположения мышцы можно разделить на: мышцы головы, мышцы туловища и мышцы конечностей.
(СЛАЙД 17) Мышцы головы: жевательные и мимические, мышцы шеи; (СЛАЙД 18) мышцы туловища: мышцы груди, (СЛАЙД 19) мышцы спины, (СЛАЙД 20) мышцы живота (СЛАЙД 21) и мышцы конечностей (СЛАЙДЫ 22-23).
Давайте попробуем определить местоположение некоторых мышечных групп на нашем теле.
У вас на столе лежит раздаточный материал. Пользуясь форзацем учебника, найдите и обозначьте на карточках главные мышцы человека. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) Проверим себя. (СЛАЙД 24) Физминутка. (СЛАЙД 25-26)
1 упр. Положите руки к щекам и совершите жевательные движения
Напрягается жевательная мышца.
2 упр. Покачайте головой вперед и назад напрягается трапецевидная мышца.
3 упр. Покачайте головой влево и в право – напрягается кивательная или грудино- ключично- сосцевидные.
4 упр. Отведите одну руку назад, затем другую --- напрягается дельтовидная мышца.
5 упр. Поработайте руками сгибая в кулаки ---напрягаются мышцы разгибатели кисти и пальцев.
6 упр. Перекаты с носка на пятку вызывает сокращение икроножной мышцы.
7 упр. Вдох и выдох напрягается межреберные мышцы.
Спасибо! Тихонечко садитесь, и продолжим наш урок.
(СЛАЙД 27) Продолжим работу
А как же работаю мышцы?
По степени укорочения мышцы различают два основных режима мышечных сокращений: статический и динамический. (СЛАЙД 28) К статической работе относится стояние, удержание головы в вертикальном положении или груза на вытянутой руке и др. При некоторых гимнастических упражнениях (на кольцах, брусьях), удержании поднятой штанги статическая работа требует одновременного сокращения почти всех мышечных волокон, составляющих мышцу. При динамической работе различные группы мышц сокращаются поочередно, более того, не всегда сокращаются все мышечные волокна одной мышцы. Такой режим дает мышце возможность совершать работу продолжительное время.
При длительной работе мышц наступает утомление. (СЛАЙД 29) При длительном напряжении мышцы сдавливают проходящие в них кровеносные сосуды. Это ведет к ухудшению снабжения мышц кислородом и питательными веществами, а также накоплению конечных продуктов распада.
Длительное снижение двигательной активности (гипокинезия) ведет к потере силы мышечного сокращения— гиподинамии. Влияние физической нагрузки на работоспособность и наступление утомления мышц впервые изучил русский физиолог И. М. Сеченов. (СЛАЙД 30) Он установил, что мышечная работоспособность достигает максимального уровня при умеренном ритме и средней величине нагрузки. Вспомните поговорку: «Тише едешь, дальше будешь».
Гигиена деятельности (СЛАЙДЫ 31-33)
(СЛАЙД 34) А теперь давайте вспомним.
Закрепление:
1.Какую часть опорно-двигательной системы мы рассмотрели на уроке?
2. Из какой ткани состоят мышцы?
3. Какие виды мышечной ткани вы знаете?
4. Какие группы мышц можно выделить?
5.Какие функции выполняют мышцы?
(СЛАЙД 35) Д/.з Я вижу, что вы очень хорошо усвоили все, о чем мы говорили, а чтобы не забыли, прочитайте дома параграф 21.
У вас лежит еще листок по нему я вам советую выяснить некоторые пропорции своего тела. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Приложение 2
Определение пропорций фигуры
- Пропорциональность фигуры (П) можно определить так:
П = Б:(Н+Р+Ш),
Б – обхват бедра под ягодичной складкой,
P – окружность плеча (руки),
H – окружность голени,
Ш – окружность шеи.
- Изящество можно определить по формуле:
И =(Г - Т):(2Н - Б),
Г – обхват груди,
Т - обхват талии.
Показатели должны быть такими:
для женщин П = 0.54 – 0.62; И =1 – 4,
для мужчин П = 0. 46 – 0. 52; И = меньше 1.
- Пропорциональность телосложения можно определить и таким способом:
П =(длина ног : длина туловища) х 100% или
П = ((рост стоя - рост сидя) : (рост сидя)) х 100%
- Еще одна формула пропорциональности телосложения:
П = ((окружность талии) : (рост))х100%
В норме 45% +/- 5%.
Если Вы обнаружили, что результаты отличаются от нормы, - не расстраивайтесь. Великая Коко Шанель говорила, что плохая фигура – это фигура, перепуганная с ног до головы. Так что, Ваше обаяние, вкус и уверенность в себе вполне могут затмить маленькие недостатки!
Формула стройной фигуры - какой вес считать оптимальным?
Какой же вес можно считать оптимальным? Для его определения существует множество способов. Предлагаем вам наиболее распространенные.
Формула, предложенная французским антропологом Полем Броком, выглядит так:
Вес (в кг) = росту (в см) - 100 (при росте до 165 см),
Вес (в кг) = росту (в см) - 105 (при росте 166 – 175 см)
Вес (в кг) = росту (в см) - 110 (при росте свыше 176см
Однако, нужно заметить, что многие специалисты считают показатель Брока наиболее верным для женщин 40 – 50 лет. Оптимальный же вес женщин 20 –30 лет, по их мнению, должен быть уменьшен на 10 –12%, а после 50 лет увеличен на 5 –7% от показателя Брока.
Определить необходимый вес можно и по такой формуле:
B = (Р : 2) - (4000 : Р) - для женщин,
В = 4/5хР - 70 - для мужчин,
где В – вес в килограммах, Р – рост в сантиметрах.
Для вычисления оптимального веса тела можно пользоваться и формулой Брунхарда:
В = (Рост (см) х окружность грудной клетки) : 240
раскрыть » / « свернуть