- Определение объективных трудностей воспитания в семье и школе.
- Анализ нравственных и психологических особенностей его личности.
- Выявление положительных интересов и увлечений.
- Перечень средств формирования положительных качеств.
- Перечень конкретных мер по устранению отрицательных факторов семейного и школьного воспитания, а также стихийно-группового процесса.
- Не занимайтесь воспитанием в плохом настроении.
- Явно определите, чего вы хотите от ребенка, и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу.
- Предоставьте подростку самостоятельность. Воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг, не подменяйте воспитание опекой.
- Не подсказывайте готового решения, а показывайте пути к нему и время от времени разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги к цели.
- Не пропускайте момента, когда достигнут первый успех.
- Своевременно делайте замечание, оценивайте поступок сразу.
- Главное – оценивать поступок, а не личность.
- Прикоснитесь к ребенку и тем самым дайте почувствовать, что сочувствуете его ошибкам; верьте в него, несмотря на оплошности; дайте понять (но не обязательно говорить), что по окончании неприятного разговора инцидент будет исчерпан. Сущность человека и его поступки – не одно и тоже.
- Будьте строгим, но добрым.
- Не превращайте класс в театр одного актера.
- Стремитесь к раскрепощению мысли и слова у своих учащихся.
- Исключайте из практики работы педагогический диктат.
- Дайте каждому учащемуся право на личное отношение к различным явлениям в искусстве, науке, культуре и в целом к окружающей действительности.
- Уважайте каждое мнение ученика, даже если оно вам кажется ошибочным.
- Умейте слушать и слышать ученика.
- Поощряйте учащихся, отстаивающих свою точку зрения.
- Не бойтесь признать свои ошибки.
- Не ругайте детей утром – солнце покажется им серым. Не ругайте днем – небо покажется хмурым, не ругайте ночью – луна покажется черной. Вообще не ругайте!
- Критикуйте детей не с удовольствием, а с болью.
- Страдание калечит психику ребенка. Особое внимание – страданиям ребенка.
- Ставьте себя почаще на место счастливых и особенно несчастных ребят.
- Любите всех детей, а больше всех – самых для вас неприятных.
- Учитель, запрет – чаще всего признак слабости, а не силы.
- Старайтесь чаще говорить «можно». Ребенок в борьбе против несправедливости чаще получает «ожоги» сердца, чем взрослый, он слабее, и эти «ожоги остаются иногда на всю жизнь».
- Добрый учитель – это не только то, кто умеет делать добрые дела, а, прежде всего, тот, кто не способен делать детям зло.
- Жалок учитель, лишенный чувства юмора. Юмор – наш главный помощник в воспитании.
- Знайте: детей привлекают у учителя высокая квалификация, служение, доходящее до искусства, золотые руки, доброта, не многословие, постоянная готовность к работе, оптимизм.
раскрыть » / « свернуть