Войташук Антонина Петровна, учитель начальных классов
Цель: Прививать любовь и заинтересованность к изучению народного творчества.
Организация досуга.
Дать возможность проявить свои таланты.
Развить творческие способности.
Задачи:
Воспитать культуру общения младших школьников.
Развить способность восприятия детской литературы.
Находить в них примеры достойных уважения нравственных поступков.
Помочь в изучении произведений русской литературы, ознакомлении с творчеством детских писателей, расширении читательского кругозора младших школьников.
На доске нарисована дорога в Сказкино, она петляет, а по обеим сторонам – таблички с указанием сел и деревень: Отгадайкино, Растеряйкино, Шифровалкино, Узнавайкино, Весёлкино. В конце пути Сказкино.
Учитель:
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в мир сказок. Вы вспомните своих любимых сказочных героев, примите участие в веселых конкурсах.
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них…
Мой юный друг!
Бери с собой в дорогу
Своих любимых сказочных друзей.
В заветный час они тебе помогут
Найти мечту и сделать жизнь светлей.
Сказка, ребята, к устному народному творчеству. И раньше она называлась баснь. В сказке всегда происходят необычные события, удивительные и таинственные. А заканчивается сказка всегда счастливо. События и действующие лица – вымышленные. Часто сказочный мир полон удивительных существ, предметов, чудесных событий. Но эти события всегда отражают действительность и мечты о лучшем. В сказках люди мечтали о возможности летать по воздуху (ковер-самолет). Люди мечтали передвигаться быстрее и по земле. А сказка отобразила эти мечты. Обув человека в сапоги-скороходы. Первый рукописный сборник сказок появился в XVIII веке. А в первой половине XIX века был уже и печатный сборник – «Русские народные сказки».
Ребята, вы любите сказки? Вы хотите поехать в Сказкино? Тогда в путь. Но, прежде, чем начать наше путешествие, надо выполнить два задания.
- Знаете ли вы, как называют человека, который сочиняет сказки? (Сказочник).
Вот вам первое задание: составить как можно больше слов, используя буквы слова «сказочник»
- Теперь вам нужно открыть потайную дверь, чтобы попасть в мир сказок. А сделать это можно с помощью потайного ключика. Этот ключ с секретом. Он из сказки А.Толстого «Золотой ключик». В клетках таблички записаны имена героев этой сказки. Вам их нужно отыскать.(Их 8)
М | А | Л | Ь | В | И | Н | А | Ь | К |
У | Ц | Ы | И | С | Ч | И | А | О | А |
Б | Б | П | Ь | Е | Р | О | Л | К | Р |
У | А | К | Я | Ч | Ф | А | Л | А | А |
Р | З | А | Э | Ж | Х | Ш | Ь | Р | Б |
А | И | Л | И | И | П | А | К | Л | А |
Т | Л | И | В | К | Р | К | П | О | С |
И | И | С | И | Ю | З | С | Ч | И | З |
Н | О | А | Г | К | М | Р | О | Д | Х |
О | Ы | А | Р | Т | Е | М | О | Н | Ю |
М | А | Л | Ь | В | И | Н | А | | К |
| | | | | | | | | А |
Б | Б | П | Ь | Е | Р | О | | К | Р |
У | А | | | | | | | А | А |
Р | З | А | | | | | | Р | Б |
А | И | Л | | | | | | Л | А |
Т | Л | И | | | | | | О | С |
И | И | С | | | | | | | |
Н | О | А | | | | | | | |
О | | А | Р | Т | Е | М | О | Н | |
Учитель: Можно двигаться дальше. На пути село Отгадайкино.(1)
Жители этого села дают вам задание: по отрывку из сказки отгадать её название и автора. За правильно названную сказку и имя автора дети получают по жетону.
Я буду читать начало сказки, а вам надо вспомнить её полное название и указать имя автора. Итак, начинает сказка сказываться…
1. «В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Жили они не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеба засевали (Рус.нар.сказка «Иван, крестьянский сын и Чудо-юдо»)
2. «Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избёнка ледяная, а у зайца лубяная. Пришла весна-красна — у лисы избушка растаяла, а у зайчика стоит по-старому (Рус. нар. Сказка «Лиса, заяц и петух».
3. «Жили-были старик со старухой, у них была дочка Алёнушка и братец Иванушка» (Рус.нар.сказка)
4. «Жил-был царь Берендей, у него было три сына» («Иван — царевич и Серый волк»).
5. «Жила-была коза с козлятами…(«Волк и семеро козлят»)
6. Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил — был славный царь Дадон
Смолоду был грозен он
(А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»).
7.«Положи-ка, внучка, пирожок на стол, горшочек на полку поставь, а сама приляг рядом со мной. Ты, верно, очень устала?»
(«Красная Шапочка», Ш. Перро)
8.«Если ты опоздаешь хоть на минуту, – сказала она, – твоя карета снова сделается тыквой, лошади – мышами, лакеи – ящерицами, а твой пышный наряд опять превратится в старенькое, залатанное платьице».
(«Золушка», Ш. Перро)
9.«Колыбельку сделали из блестящей лакированной скорлупки грецкого ореха. Вместо перинки туда положили несколько фиалок, а вместо одеяльца – лепесток розы. В эту колыбельку девочку укладывали на ночь, а днем она играла на столе».
(«Дюймовочка», Г.-Х. Андерсен)
10. «Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чисто поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша. Сыновья поклонились отцу, взяли по стреле, вышли в чисто поле, натянули луки и выстрелили…»
(«Царевна-лягушка»)
11.«Только сказал – ведра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошел за ведрами».
(«По щучьему велению»)
12.«Закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка».
(«Снегурочка»)
Учитель: Молодцы, ребята. Сказки вы знаете, а значит можете двигаться дальше в село Растеряйкино(2). Жители этого села в суматохе разбросали свои вещи и не могут их найти. Помогите им! Я буду показывать вам найденные вещи, а вы отвечайте, чья это вещь и кому она принадлежит. А если сможете, назовите и автора сказки.
Градусник. А К.Чуковский «Айболит»
Ореховая скорлупка. Г.Андерсен «Дюймовочка»
Монетка (К. Чуковский «Муха Цокотуха»)
Игрушечный телефон. (К.Чуковский «Телефон»)
Игла. («Кощей Бессмертный»)
Кот и сапоги. (Ш.Перро «Кот в сапогах»)
Корзина с пирогами. (Сказка «Маша и медведь»)
Зеркало и яблоко. (А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне»)
Учитель: Следующая станция деревня Шифровалкино (3).
Разгадайте имена сказочных героев.
й, м, о ,к, а, ч, ю, о, Д, в (Дюймовочка)
о,З, у,ш,л,а,к (Золушка)
Учитель: Идём дальше. Перед нами село Узнавайкино (4), где по описанию нужно узнать героев сказок.
1. За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит
Словно реченька журчит
(Царевна-Лебедь из «Сказки о царе Салтане"А. С. Пушкина).
2. Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива
(Злая царица-мачеха из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина)
3. Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей
(Молодая царевна из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина).
4. Он носил яркую голубую шляпу, жёлтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зелёным галстуком. Он вообще любил яркие краски.
(Незнайка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей»)
А сейчас вам придется по некоторым чертам героя назвать его имя. Приготовились?
Голова его набита опилками (Вини Пух).
У него на голове зеленый хохолок, подергай за который вдоволь наплачешься. (Чиполлино).
Девочка – кукла, волосы которой были необычно голубого цвета. (Мальвина).
Сказочная героиня, владелица первого летательного аппарата. (Баба Яга).
Самый одинокий представитель нечистой силы. (Водяной).
Хозяйка болота? (Кикимора).
Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка).
Лиса –спутница кота Базилио. (Алиса).
Мальчик – у которого самый лучший в мире друг. (Малыш).
Герой русской народной сказки, путешествующий на печи. (Емеля).
Крокодил, друг Чебурашки. (Гена).
Шарманщик, смастеривший Буратино. (Папа Карло).
Кто потерял хрустальную туфельку. (Золушка).
Кто из литературных героев был другом маркиза да Карабаса из сказки Шарля Перро (Кот в сапогах)
Кто из литературных героев был обманут в стране Дураков? (Буратино).
Черепаха, подарившая Буратино золотой ключик (Тортила).
Смерть его на игле
В секунду лежит на земле
Никого, чем он нет злей
Как зовут его? (Кащей).
Учитель: Молодцы! Мы свами двигаемся дальше. И на нашем пути село Весёлкино.(5) Здесь вам нужно по песенке угадать сказку. Готовы? Тогда в путь.
1. Я от бабушки ушел, я от дедушки ушёл, я от волка ушёл, от медведя ушел, и от тебя, лиса, нехитро уйти!
(Песенка Колобка из русской народной сказки «Колобок»).
2. Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла — молока принесла.
(Песня Козы из русской народной сказки «Волк и семеро козлят»).
З. Хоть полсвета обойдёшь,
Лучше дома не найдёшь,
Никакой на свете зверь,
Хитрый зверь, страшный зверь,
Не откроет эту дверь
(Песенка поросят из сказки «Три поросёнка»).
4.В траве сидел кузнечик совсем, как огуречик.
Совсем, как огуречик зелёненький он был.
(Песенка из сказки «Приключения Незнайки»
5. Расскажи, Снегурочка, где была?
Расскажи-ка милая, как дела?
(Песенка из м-ма «Ну,погоди!»)
6. Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам,
А вода по асфальту рекой.
И не важно прохожим в этот день непогожий
Почему я весёлый такой.
(Песенка Крокодила Гены)
Учитель: На пути нас ждёт село Представлялкино (6)
Жители его просят про инсценировать сказки. Угадайте, что за сказки?
- «Золушка» Девочки стоят, вытянув ножки, мальчики примеряют туфельку.
- «Красная Шапочка» Девочка в платочке и в очках «вяжет» на спицах. Сзади подкрадывается мальчик и поднимает вверх руки, изображая злого зверя.
- «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Девочка сидит с рукоделием, потом откусывает яблоко и падает.
- «Репка» Один ребёнок сидит на корточках, руки вверх.. подбегает второй и тянет его за руки. Потом машет рукой третьему.
Учитель: Вот мы с вами и добрались до села Сказкино.
Здесь вас ждут самые сложные испытания. Но если вы с ними справитесь, то жители Сказкино вам преподнесут сюрприз.
- Написать за определённое время как можно больше фамилий сказочников. (2 мин)
- Назвать автора сказки.
Крокодил Гена и его друзья. ( Э. Успенский)
Дюймовочка ( Г.К.Андерсен)
- Ребята, сказки так спешили к вам в гости, что упали и их названия рассыпались. Попробуйте собрать название сказки и соотнести ее с автором, который ее написал.
На доске, расположены портреты писателей. (Андерсен Х.К.; Ершов П.П.; Толстой А.Н.; Чуковский К.И.; Пушкин А.С.; Носов Н.Н; Милн А.А.)
Незнайки, муха,, приключение, рыбаке, золотой, и, о, ключик, снежная, рыбке, горбунок, и его, пух, Цокотуха, друзей, сказка, конек, Вини, королева.
Подведение итогов, награждение.
Мы подрастем, другими станем,
И, может быть, среди забот
Мы сказке верить перестанем
Но сказка снова к нам придет!
И мы ее улыбкой встретим:
Пускай опять живет у нас!
И эту сказку нашим детям,
Мы вновь расскажем в добрый час.
раскрыть » / « свернуть