Повх Галина Петровна, учитель русского языка и литературы
Цели урока: учащиеся должны знать краткие сведения о жизни и творчестве поэта, истоки грусти и тоски в его ранней лирике; уметь анализировать поэтический текст, выявить основы мелодичности лермонтовского стиха, нравственные ценности, утверждаемые в лирике, способствовать развитию у учащихся навыков выразительного чтения стихотворений; прививать любовь к классической поэзии, музыке.
Методические приемы: комментарии учителя, работа с текстом, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста, словарная работа.
Оборудование урока. Портрет М.Ю.Лермонтова, репродукция картины Леонардо да Винчи “Благовещение”, репродукция картины М.Врубеля “Ангел с кадилом и свечой”, романс на стихи Лермонтова «Молитва»,
Х О Д У Р О К А
Эпиграф урока:
Рисковал над начатым листом,
Чтоб душой с другими поделиться.
Андрей Дементьев.
- Организационный момент. Создание ситуации успеха.
- Проверка домашнего задания.
Отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Цыганы» наизусть.
Вопросы:
- Что значит свобода для Земфиры? (для Земфиры свобода – веселая беззаботная жизнь, которая ни к чему не обязывает. Она ничего не требует и хочет, чтобы и от нее ничего не требовали).
- Как понимает свободу Алеко? ( Он может быть свободным, а Земфира нет)
- Кто такой эгоист? Можно ли Алеко назвать эгоистом?
- Принесла ли Алеко обретенная свобода счастье?
- Можно ли жить в обществе и быть свободным от этого общества?
3.Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
1) Поэтическая разминка ( нацелить на обозначение темы урока)
Продолжи строчки:
« Скажи-ка, дядя, ведь недаром…»
«Белеет парус одинокий…»
« Тучки небесные, вечные странники…»
« Мы долго молча отступали…»
« На севере диком стоит одиноко…»
« А он, мятежный, просит бури…»
- Ориентировочно-мотивационный этап
Слово учителя.
– Ребята, мы не случайно провели эту разминку; она поможет нам догадаться о теме нашего урока. Как вы думаете, о ком сегодня будет идти речь, отрывки из чьих стихотворений прозвучали?
- Тема нашего урока: М.Ю. Лермонтов « Ангел», « Молитва». Мотивы тоски и одиночества. Поиск счастья и гармонии.
- Вглядимся в портрет поэта. Молодой красивый человек, высокий умный лоб, умные, но печальные глаза.
5. Изучение нового материала.
- На протяжении всей жизни Лермонтова преследовало непреодолимое чувство одиночества. Ранняя смерть матери, трагедии в личной жизни – все это оставило неизгладимый след в душе поэта. Кроме того, Лермонтов был поэтом – романтиком, а в романтизме мотив одиночества является одним из главных. Неудивительно, что тема одиночества в творчестве Лермонтова считается одной из основных.
М. Ю. Лермонтов вспоминал: « Когда я был трёх лет, то была песня от которой я плакал: её не могу теперь вспомнить, но уверен, что если бы услыхал её, она бы произвела прежнее действие. Мне певала её моя покойная мать». Она умерла, когда ей было 22 года. О матери у поэта остались самые нежные воспоминания.
- Краткое сообщение о матери поэта нам подготовила Самосюк Римма.
Сообщение:
Мать поэта, Мария Михайловна, урожденная Арсеньева, «была одарена душою музыкальной». « Посадив ребенка своего на колени, она заигрывалась на фортепиано, - писал историк литературы П.А.Висковатов, - а он, прильнув к ней головой, сидел неподвижно, звуки как бы потрясали его младенческую душу, и слёзы катились по его личику»
Мария Михайловна глубоко переживала возникавшие недоразумения в отношениях с мужем, остро реагировала на разногласия между ним и своей матерью. Чуткий, душевный человек, она не могла оставаться равнодушной к страданиям окружающих. В Тарханах, родовом поместье мамы Лермонтова, долго помнили, как бледная барыня переходила от одного крестьянского дома к другому с утешением и помощью.
- Уже в ранних стихотворениях Лермонтова звучат главные мотивы его творчества: ощущение своего избранничества, обрекающее поэта на скитание, на одиночество в мире. Одиночество не навязано ему миром, но избрано им добровольно как единственно возможное состояние души. Мир отвергает его, но и герой отвергает этот мир.
В стихотворении Андрея Дементьева, которое посвящено М. Лермонтову, есть такие строки:
Рисковал над начатым листом,
Чтоб душой с другими поделиться.
- Что же такое душа? Перед вами лежат печатные тетради. Посмотрите, пожалуйста, какое толкование дает нам С.И.Ожегов
Душа – внутренний, психический мир человека, его сознание
-Как же тяжело говорить о том, что у тебя на душе, поделиться своими мыслями. Сегодня мы познакомимся со стихотворениями М. Ю. Лермонтова “Ангел” и “Молитва” и проанализируем их . Это позволит нам заглянуть в душу поэта, открыть немного и свою , понять истоки грусти и тоски в его ранней лирике.
Стихотворение “Ангел” датировано 1831годом, тогда Лермонтову было всего 17 лет. Поэт- юноша. Смутные воспоминания о нежной матери порождали в душе ребенка ассоциацию с ангелом. По его убеждению, души людей существуют во внеземном мире до рождения человека и приносятся на землю ангелами, ими же уносятся после смерти.
Стихотворение “Ангел”- это та точка, где пробился наружу из глубин души родник поэзии величайшего нашего поэта. Это потом его поэзия превратится в поток, отразивший в себе и родные Тарханы, и Кавказ, и звезды, и облака, и луну, плывущую по небу, но сам родник, сам источник, само начало поэзии – стихотворение “Ангел”.
Выразительное чтение стихотворения.
По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятия нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
Аналитическая беседа:
- Каким настроением проникнуто стихотворение? (Настроение светлой грусти, ожидания чуда, удивления перед тайной жизни)
- О чем рассказывает это стихотворение?
( Ангел несёт молодую душу, чтобы вселить её в человека, и при этом поёт прекрасную ангельскую песню. Душа не запомнила этой песни, но ощущение от песни осталось. Земные песни не могут заменить ей небесных звуков. Душа томится, вспоминая о них. Поэт противопоставляет молодую, безгрешную душу миру печали и слез, в котором этой душе предстоит жить.) Не так ли и молодая мать ( ангел) лелеяла своей песней душу сына, готовя его к трудной и жестокой жизни.
- Посмотрите, пожалуйста, в ваши листы и прочитайте, какое толкование слова ангел дает В. Даль
Ангел – существо духовное, одаренное разумом и волею. Спаситель. Ангел – хранитель, приставленный Господом к человеку для охраны его.
- Какой, по мнению поэта, должна быть душа? ( Безгрешной)
- Какие средства художественной выразительности, использованные М.Ю. Лермонтовым, помогают передать атмосферу чудесного, божественного, неземного?
Найдите и запишите эпитеты и метафоры.
(Эпитеты: райских садов, песне святой, желанием чудным
Метафоры: месяц, звезды, тучи внимали, душу нес, душа томилась) .
- Какие слова придают стихотворению возвышенность?
(Слова высокого стиля: внимали, блаженство, кущи, старославянизм младую)
Вывод: (Ангел несет душу, чтобы вселить ее в земного человека, и поет при этом песню. Душа не запомнила этой песни, но ощущение песни осталось. И вот земные песни не могут заменить ей небесных звуков. Душа томится, вспоминая о них. Но разве не точно так же мать, молодая, красивая, нежная женщина (ангел!), лелеяла своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой жизни, к земному пути! Стихотворение “Ангел” - ключ к пониманию почти всей поэзии Лермонтова. Вот именно – изначальный родник. Потом вольются в поэтический поток новые строки: лирические, эпические, социальные, но главный мотив таится здесь.
Культуроведческий аспект.
Художники в своих произведениях не раз обращались к божественной теме. Давайте рассмотрим с вами картину М.Врубеля “Ангел с кадилом и свечой”. (Обращаемся к тетради для разъяснения слова кадило.)
Кадило – церковный сосуд, курильница на цепочках, в которую на жар кладется ладан
Сообщение о художнике и его картине подготовила Данилюк Кристина.
Михаилу Александровичу Врубелю был дан великий дар подлинного художника, ему суждено было сказать о жизни то, что никем не было сказано, и говорить так, как никто до него не говорил. В 1887 г. Врубель работал над эскизами для росписи Владимирского собора в Киеве. Он написал акварелью “Ангела с кадилом и свечой”, но, увы, высокие художественные достоинства этого эскиза, который можно поставить в один ряд с великими произведениями мировой живописи, не были в то время оценены, и эскиз не получил воплощение в монументальной живописи. Ангел у Врубеля задумчивый, смотрящий вдаль и в то же время уходящий внутрь взгляд небесных глаз. Белый наряд, как облако, покрывает тело. Ангел парит над землей, благославляя людей. Тихий, кроткий, и в то же время вечный, как вопрос о жизни и смерти. Он другой, чем у Лермонтова, и все же очень похож. Ангел, несущий благую весть.
Или еще одна картина великого Леонардо да Винчи на эту тему – это “Благовещение”, время её написания - приблизительно 1472год. Художник создал ее, когда ему было 20 лет. Перед нами таинство, весть Деве Марии о том, что скоро у нее родится ребенок. Вся картина дышит торжественностью. Черные деревья, цветы под ногами ангела создают эффект поэтичности и близости природы. И как всегда отличительный признак гения Леонардо – загадочность во всем: в образе будущей матери, ангела, природы.
- Какая картина, по вашему мнению, наиболее близка к стихотворению “Ангел”?
В отличие от юношеского “Ангела”, стихотворение “Молитва” написано в 1839 году уже зрелым поэтом. По свидетельству литературоведа О.А.Смирновой, “Молитва” 1839 написана для княгини Марии Алексеевны Щербатовой: “Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи” Жанр стихотворения – лирического монолога, обозначен в самом заглавии. Выразительное чтение стихотворения “Молитва”.
В минуту жизни трудную
Теснится в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
- Каковы ваши первые впечатления от прочитанного стихотворения?
( умиротворение, спокойствие)
- В каком случае человек обращается к молитве?
- А в какую минуту к молитве обращается наш герой? Какой эпитет он использует?
- Поэт не называет, какую молитву, это остается тайной, но от неё проявляется « сила благодатная». Что может сотворить с человеком « сила благодатная»? Уходит тоска, её сменяют вера, надежда, слезы облегчения.
- Давайте посмотрим толкование этого слова.
Молитва – у верующих: установленный текст, читаемый при обращении к Богу, к Святым.
- Что происходит с лирическим героем стихотворения во время молитвы?
(Он получает силы, освобождается от тяжелого бремени, сомнения уходят…)
6.Итог урока.
– Какие же душевные качества открыл перед нами Лермонтов в своих стихотворениях? (чистоту души, веру, честность и доброту).
Это действительно так, только поистине верующий человек может обладать такими качествами.
7.Рефлексия.
– А какими душевными качествами вы хотели бы обладать?
- Ребята, если бы вы были композитором, какую мелодию вы бы положили на это стихотворение?
-Давайте прослушаем романс М. Глинки, великого русского композитора, написанный на слова « Молитвы».
- Я надеюсь, что и у всех присутствующих стало на душе « легко,легко».
8. Домашнее задание:
Стихотворение М. Лермонтова « Молитва» выучить наизусть.
Словарь урока:
- Душа – внутренний, психический мир человека, его сознание.
- Ангел – существо духовное, одаренное разумом и волею. Спаситель. Ангел – хранитель, приставленный Господом к человеку для охраны его.
- Кадило – церковный сосуд, курильница на цепочках, в которую на жар кладется ладан.
- Молитва – У верующих: установленный текст, читаемый при обращении к Богу . к Святым.
Энциклопедическая статья:
Врубель Михаил Александрович (1856 – 1910), русский живописец. («Демон сидящий» 1890г. «Сирень», «Царевна Лебедь», «К ночи», все 1900г.; «Демон поверженный», 1901 г., книжные иллюстрации, эскизы для декоративной скульптуры.)
Леонардо да Винчи (1452 – 1519), итальянский живописец, график, скульптор, архитектор, ученый и инженер, представитель Возрождения (роспись «Тайная вечеря», в церкви Санта – Мария дела Грация в Милане. 1495-1497 гг.; картина «Мадонна в гроте», 1483-1494 гг. «Мадонна с Младенцем», «Джоконда», около 1503 г. Автор многочисленных исследовании, открытий и проектов.
М.Ю.Лермонтов «Ангел»
Текст | Строфа | Основная мысль | Настроение |
По небу полуночи ангел летел, И тихую песню он пел; И месяц, и звезды, и тучи толпой Внимали той песне святой. | | | |
Он пел о блаженстве безгрешных духов Под кущами райских садов; О Боге великом он пел, и хвала Его непритворна была. | | | |
Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез; И звук его песни в душе молодой Остался - без слов но живой. | | | |
И долго на свете томилась она, Желанием чудным полна; И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли. | | | |
Мать поэта, Мария Михайловна, урожденная Арсеньева, «была одарена душою музыкальной». « Посадив ребенка своего на колени, она заигрывалась на фортепиано, - писал историк литературы П.А.Висковатов, - а он, прильнув к ней головой, сидел неподвижно, звуки как бы потрясали его младенческую душу, и слёзы катились по его личику»
Мария Михайловна глубоко переживала возникавшие недоразумения в отношениях с мужем, остро реагировала на разногласия между ним и своей матерью. Чуткий, душевный человек, она не могла оставаться равнодушной к страданиям окружающих. В Тарханах, родовом поместье мамы Лермонтова, долго помнили, как бледная барыня переходила от одного крестьянского дома к другому с утешением и помощью.
Врубель Михаил Александрович (1856 – 1910), русский живописец.
Михаилу Александровичу Врубелю был дан великий дар подлинного художника, ему суждено было сказать о жизни то, что никем не было сказано, и говорить так, как никто до него не говорил. В 1887 г. Врубель работал над эскизами для росписи Владимирского собора в Киеве. Он написал акварелью “Ангела с кадилом и свечой”, но, увы, высокие художественные достоинства этого эскиза, который можно поставить в один ряд с великими произведениями мировой живописи, не были в то время оценены, и эскиз не получил воплощение в монументальной живописи. Ангел у Врубеля задумчивый, смотрящий вдаль и в то же время уходящий внутрь взгляд небесных глаз. Белый наряд, как облако, покрывает тело. Ангел парит над землей, благославляя людей. Тихий, кроткий, и в то же время вечный, как вопрос о жизни и смерти. Он другой, чем у Лермонтова, и все же очень похож. Ангел, несущий благую весть.
Леонардо да Винчи (1452 – 1519), итальянский живописец, график, скульптор, архитектор, ученый и инженер, представитель Возрождения. Картина великого Леонардо да Винчи на божественную тему – это “Благовещение”, время её написания - приблизительно 1472 год. Художник создал ее, когда ему было 20 лет. Перед нами таинство, весть Деве Марии о том, что скоро у нее родится ребенок. Вся картина дышит торжественностью. Черные деревья, цветы под ногами ангела создают эффект поэтичности и близости природы. И как всегда отличительный признак гения Леонардо – загадочность во всем: в образе будущей матери, ангела, природы.
раскрыть » / « свернуть