В 2016/2017 учебном году будет проводиться в устной форме обязательный выпускной экзамен по иностранному языку по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, который выявляет уровень практического владения выпускниками изучаемым иностранным языком в пределах требований, определенных образовательным стандартом и учебной программой. В научно-методическом журнале “Замежныя мовы ў Рэспубліцы Беларусь” (№1, 2012) напечатан проект “Методические рекомендации для учителей по подготовке к обязательному выпускному экзамену по учебному предмету “Иностранный язык” за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования”.
Объектом итоговой аттестации учащихся является коммуникативная компетенция — владение совокупностью речевых, языковых, социокультурных норм изучаемого языка, компенсаторных и учебно-познавательных умений, позволяющих осуществлять межкультурную коммуникацию. На экзамене определяется уровень сформированности коммуникативной компетенции учащихся и на этой основе оценивается качество подготовки выпускников учреждений общего среднего образования по иностранному языку.
Нормативные правовые документы, определяющие содержание выпускного экзамена:
1. Образовательный стандарт. Общее среднее образование. Иностранный язык. III-XI классы.
2. Концепция учебного предмета «Иностранный язык».
3. Учебная программа для учреждений общего среднего образования для III-XI классов с русским (белорусским) языком обучения «Иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)».
4. Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования.
Содержание экзамена определяется в соответствии с целями и задачами обучения, требованиями к уровню подготовки учащихся по иностранным языкам на III ступени общего среднего образования. На экзамене выпускники должны продемонстрировать: знание лексических единиц, устойчивых словосочетаний, грамматических явлений продуктивного и рецептивного минимумов, особенностей произношения и ритмико-интонационного оформления основных коммуникативных типов предложения, предусмотренных учебной программой, и умение пользоваться ими; умение воспринимать и понимать устную речь на слух при непосредственном общении и в звукозаписи; владение устной речью в виде умения вести беседу, дать совет, выразить пожелание; комментировать увиденное, услышанное, прочитанное, используя отдельные реплики и развёрнутые высказывания; логично и последовательно делать сообщение и высказывать оценочные суждения относительно услышанного, прочитанного. Экзамен по иностранному языку проводится в устной форме и включает три этапа. На первом этапе экзамена проверяются умения читать, понимать, комментировать прочитанное и высказывать суждения по поводу полученной информации; понимать речь на слух.
На втором этапе экзамена проверяются умения воспринимать и понимать устную речь в звукозаписи, извлекать из прослушанного текста запрашиваемую информацию и комментировать её. Задача третьего этапа экзамена состоит в проверке умений монологической и диалогической речи.
Последовательность этапов экзамена строго не регламентируется, а определяется экзаменационной комиссией. Одновременно в классе находятся до четырёх экзаменуемых. Экзаменационная комиссия оценивает уровень сформированности коммуникативной компетенции учащихся, руководствуясь утверждёнными критериями оценки ответа на экзамене. Каждый этап экзамена оценивается отдельно. Итоговая отметка выводится как среднее арифметическое отметок, полученных на каждом этапе экзамена.
Класс, в котором проводится экзамен, оснащён как минимум двумя компьютерами и двумя комплектами наушников.
Учителю иностранного языка особое внимание рекомендуем обратить на изучение культурного наследия Республики Беларусь и стран изучаемого иностранного языка, на межпредметные связи с белорусским и русским языками, литературой, историей, обществоведением, географией и другими учебными предметами. В процессе обучения иностранному языку необходимо соблюдать преемственность на уроках и факультативных занятиях. Образовательный процесс по иностранному языку рассматривается на основе его целостности. От его эффективности зависит качество владения каждым обучающимся общением на иностранном языке.
Организация обучения учащихся иностранному языку является показателем личностной профессиональной компетентности учителя иностранного языка.
Рекомендации по подготовке учащихся к сдаче устного экзамена по иностранному языку
1.Проверочные работы проводить по форме максимально приближенной к форме проведения экзамена (делать акцент на устный ответ).
2.Объектами итогового контроля должны быть умения в восприятии иностранной речи на слух, чтении, говорении (текущий контроль призван оценивать фонетические, грамматические и лексические навыки).
3.Широко использовать парную работу, которая увеличивает время активной деятельности учащихся, в особенности устной диалогической речи.
4. Организовывать самостоятельную работу учащихся.
5. Обучать сознательно оценивать и регулировать производимые учащимися действия , т.е. самоконтроля.
6. Отрабатывать несколько фраз каждый урок.
7.Использовать изучающее чтение на среднем и старшем этапах
8. Проводить аудирование на каждом уроке.
10.Использовать опоры вербального характера при формировании навыков говорения у учащихся.
11.Вовлекать учащихся в коллективное обсуждение предмета урока.
12. Вовлекать каждого ученика в активный познавательный прцесс.
13. Использовать дискуссии для реализации коммуникативных умений учащихся.
14.Организовывать групповую работу как основу.
раскрыть » / « свернуть