Цели урока: - познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме.
- продолжить формирование умений работать с историческими источниками, текстом учебника, иллюстрациями, давать характеристику событиям и их участникам.
Оборудование: учебное пособие для 5 класса учреждений общ. среднего образования с русским языком обучения; атлас История Древнего мира / И. А. Авдеев; портреты Марка Порция Катона, Спартака; иллюстрации, показывающие труд рабов в богатом доме, на строительстве дорог, на камнеломнях, в рудниках.
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний учащихся по теме: «Земельная и военная реформы в Риме».
-(Когда и кем были проведены земельная и военная реформы в Риме?
3. Проверка домашнего задания. Вопрос: Почему земельные реформы братьев Гракхов были обречены на провал?
Вопрос задается всему классу, а готовиться к ответу и отвечать будет кто-то один из учащихся. Ученику дается время для подготовки, в это время организуется работа с классом.
А) Работа с классом. Решение задачи: Захватнические войны Рима принесли народным массам еще большее обнищание, в то время как крупные римские рабовладельцы получали огромные богатства: рабов, землю, деньги и т.д. Во время второй Пунической войны рабов в Риме было уже столько, сколько свободных. Так, 150 тысяч жителей из 70 городов Эпира были проданы римлянами в рабство. Каковы были последствия захватнических войн Рима?
Б) Устные ответы учеников на вопросы домашнего задания, отзывы на них одноклассников.
4. Переход к изучению новой темы. Итак, ведя войны с разными государствами, богатые римляне приобретали дешевую рабочую силу – рабов.
Задача для учащихся: Выяснить, где применялся труд рабов в Древнем Риме?
5.Изучение новой темы.
План
- Источники рабства
- Положение рабов
- Восстание Спартака
Физкультминутка тематического характера.
На предложенные утверждения учащимся предлагается реагировать следующим образом: признак первобытного строя – шаг назад, признак рабовладельческого – шаг вперед.
- Все члены общества лично свободны.
- Частная собственность на людей.
- Наличие классов.
- Наличие государства.
- Наличие эксплуатации.
- Земля принадлежит всем членам общества.
- Земля принадлежит отдельным частным лицам.
- Орудия труда принадлежат всем членам общества.
- Орудия труда принадлежат отдельным частным лицам.
? – Вспомните, кого называют рабами? (неполноправный член общества)
? – Что вам известно о положении рабов?
? – Какие были источники рабства в Древней Греции?
- Вопросы и задания для усвоения материала параграфа.
Учащимся предлагается ответить на вопрос «Каковы были источники рабства в Древнем Риме?» Ответы заносятся в тетради в виде схемы.
- Вопрос «Как использовался труд рабов?» Работа с историческим документом. Учителем зачитывается фрагмент из трактата «Земледелие» Марка Порция Катона. ( С. 167 уч. Пособие) На доске – портрет этого деятеля. Вопросы : - Как содержались рабы? – Где применялся труд рабов?
- Работа с иллюстрациями - С помощью иллюстраций на доске детям предлагается ответить на вопрос «Где еще применялся труд рабов?» Иллюстрации должны показывать труд рабов в богатом доме, на строительстве дорог, в рудниках. Ответы заносятся в тетради в виде схемы.
-Самостоятельная работа с текстом учебника. Прочитать п.2. Вопрос : Хотели бы вы побывать в роли гладиатора? Обсуждение.
Где же еще применялся труд рабов в Древнем Риме? (Ответ заносится в тетради).
- Закрепление изученного на уроке.
Решение задачи. Захваченных в плен рабов продавали потом на невольничьих рынках. Особенно прославился работорговлей остров Делос, где в течение дня продавалось несколько тысяч невольников. Цены на рабов были самые различные в зависимости от притока рабов в разное время. Почему в период крупных завоеваний цена на рабов сильно падала? Какие рабы ценились особенно дорого?
- Домашнее задание:
- прочитать §22, ответить на вопросы
Приложение
раскрыть » / « свернуть