Классное руководство, Хомиченко Андрей Васильевич, Буховичская СШ
У меня растут года,
будет мне семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?
Цель: ознакомление с принципом обоснованного выбора профессии, разумного планирования профессиональной карьеры с учетом потребностей личностного самоопределения в условиях реального рынка труда.
Задачи:
- Продолжить подготовку девятиклассников к осознанному выбору профессии и путях продолжения образования.
- Выявить, в какой профессии подростки хотят себя реализовать и сформировать реальное представление о возможностях приложения своих профессиональных намерений.
- Предоставить информацию о возможностях профессионального образования в современных условиях.
Оформление: мультимедийная установка, буклеты и брошюры с ЦЗН, выставка книг о профессиях, презентации профессий на компьютере.
Ход классного часа
I. Вступительное слово классного руководителя (слайд 1)
Ребята! Сегодня мы с вами окунёмся в мир профессий, мир который ожидает вас за порогом школы.
В вашей жизни наступает момент, когда перед каждым встает извечный вопрос: "Кем быть?" Кому-то подскажут путь родители, кому-то хочется быть похожим на человека, находящегося рядом, а кто-то самостоятельно выберет себе профессию по душе:
Ведь все работы хороши —
Выбирай на вкус (слайд 2).
II. Информация по профориентации.
Наша задача сегодня – углубить свои знания о различных профессиях, узнать о новых, ранее не известных. Я помогу вам сориентироваться в этом разнообразии и подсказать какая вам профессия подходит. Но а выбор за вами.
И наше первое задание – выполнить упражнение «Советчик», который поможет узнать вам в каком качестве видят вас ваши одноклассники в будущем.
1. Упражнение «Советчик»
Данное упражнение является не столько игрой, сколько специально организованной упрощенной процедурой группового экспертирования с элементами игры.
Целью процедуры является получение обобщенных представлений о профессиональном будущем каждого из участников на основании групповых рекомендаций, сделанных товарищами-одноклассниками.
Методика может проводиться с целым классом, но более эффективно она проходит в подгруппе из 12—15 человек. Время проведения — от 15 до 25 минут. Процедура включает следующие этапы:
1. Все участники получают бланки (см. Таблицу).
2. Всем даётся задание, напротив каждой фамилии (включая собственную) проставить наиболее подходящие профессии и соответствующие учебные заведения, которые можно было бы порекомендовать данному человеку. Желательно не пропускать никого. Желательно также отнестись к этому заданию как можно серьезнее и не писать глупости. На все это отводится примерно 7— 10 минут.
3. Ведущий собирает листочки и начинает подведение итогов. Берется первый листочек и зачитывается первая по списку фамилия. Сразу же зачитывается рекомендуемая профессия и учебное заведение. После этого берется второй листочек, зачитывается эта же фамилия и соответствующие рекомендации и т.д. После того, как зачитывается всё по первому человеку, ведущий переходит ко второму и т.д.
Перед вами лежат бланки с упражнением, на которых написаны все ученики вашего класса. Ваша задача напротив каждой фамилии во втором столбце написать название профессии, которую вы рекомендуете своему однокласснику, а в третьем столбце – учебное заведение или место работы. Рекомендую отнестись к этому серьёзно и не писать глупости.
Желаю удачи!
Упражнение «Советчик»
Ф. И. О. учащегося | Рекомендуемая профессия | Рекомендуемое учебное заведение (или место работы) после школы |
1. Баланович Анна | | |
2. Давидюк Михаил | | |
3. Коршак Евгений | | |
4. Кравчук Владислав | | |
5. Кузьмич Виктор | | |
6. Матвейчук Фёдор | | |
7. Панькив Екатерина | | |
8. Пирожик Иван | | |
9. Повх Екатерина | | |
10. Самарчук Николай | | |
11. Сергунчик Владислав | | |
12. Шинкарук Нелли | | |
13. Яхновец Анастасия | | |
14. Яхновец Елена | | |
Хорошо, результаты мы узнаем немного позже, после их обработки нашими помощниками.
А теперь после серьёзной работы мы немного отдохнём. Как бы это ни странно звучало, каждая работа имеет запах. А вы постарайтесь по запаху определить профессию. Внимание на экран!
2. Игра «Кто, чем пахнет»(презентация слайды 3-11)
3. Более известные профессии.
Беседа с учащимися. Итак, самые популярные профессии вам известны. Но есть и другие, которые являются необходимыми в нашем современном мире, такие как: менеджер, дилер, аудитор, маркетолог, дизайнер. Ваша задача рассказать, чем занимаются люди этих профессий.
а) в ходе беседы объяснение значений профессий:
менеджер – наёмный управляющий, специалист по управлению; (слайд 12)
дилер – член фондовой биржи банка, занимающийся куплей – продажей ценных бумаг;
(слайд 12)
аудитор – ревизор, осуществляющий проверку деятельности компаний; (слайд 12)
маркетолог – специалист, занимающийся организацией всех производственных и сбытовых мероприятий (от закупки сырья до обслуживания покупателей), анализ рынка, форма и внешний вид товара, определение характера упаковки, выбор товарной, фиксированной цен, планирование и организация сбыта, реклама (слайд 13-14).
Дизайнер - это человек, который делает окружающий мир привлекательнее, удобнее для жизни человека. Работа дизайнера очень интересна. Будучи дизайнером можно реализовать свои собственные идеи, фантазии, выдумки. Эта работа даёт свободу мышления, возможность делать окружающие нас вещи лучше, интересней (слайд 15-17).
4. Менее известные профессии.
Есть много других профессий, о которых слышали, но мало знаем.
Представление на мультимедийной установке названий профессий: андеррайтер, беби-ситтер, интервьюер, логистик (с рисунками) и разбор их значений. Пояснения классного руководителя.
Андеррайтер - (в буквальном переводе с нем- "подписчик"): 1) гарант, поручитель, берущий на себя обязательство разместить определенное количество вновь выпущенных акций, облигаций и ценных бумаг путем их покупки для последующей распродажи инвесторам; высококвалифицированный специалист в области страхования (перестрахования), имеющий властные полномочия от руководства страховой компании принимать на страхование (перестрахование) предложенные риски, отвечающий за формирование страхового (перестраховочного) портфеля (слайд 18).
Беби - Ситтер - сиделки с детьми - услуга, когда родители могут оставить детей под присмотром няни, воспитателя (слайд 19).
Интервьюер - лицо, которое проводит интервьюирование, опрос, в том числе для социологических и других социальных исследований (слайд 20).
Логистик - от "Логистика" - прикладная наука, предметом внимания которой является управление информационными и материальными потоками. Логистик - менеджер по таможне и транспорту, управляющий поставками, занимается организацией грузопотока, работает с грузоперевозчиками и грузоотправителями, осуществляет контроль приема-сдачи грузов; должен знать рынок отечественных (зарубежных) транспортных компаний (слайд 21).
3.Психологические типы профессий
Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда.
По предмету труда можно выделить пять типов профессий: (слайд 22)
- к профессиям типа “человек-человек” относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием ( врач, медсестра, санитарка), обучением и воспитанием (воспитатель, няня, учитель, преподаватель, тренер), бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант), правовой защитой (юрист, следователь, участковый инспектор).
Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.
-тип “человек-техника” включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (каменщик, монтажник, сварщик, инженер-конструктор), эксплуатацией технических средств (водитель, кочегар, крановщик, токарь, швея-мотористка), ремонтом техники (слесарь-ремонтник, механик, электромонтёр по ремонту оборудования).
Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.
-тип “человек-знаковая система” объединяет профессии, связанные с текстами (корректор, машинистка, переводчик, библиотекарь), с цифрами, формулами и таблицами (программист, экономист, бухгалтер, кассир), с чертежами, картами, схемами (штурман, чертёжник), со звуковыми сигналами (радист, телефонист).
Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлечённому мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.
- к типу “человек-художественный образ” можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, журналист, модельер, композитор), с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу (ювелир, актёр, закройщик, реставратор, столяр-краснодеревщик, цветовод-декоратор).
От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.
- к типу “человек-природа” можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог), с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, зоотехник), с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар
Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта.
Тип профессий | Профессии | Учащиеся |
Человек-человек | Врач, милиционер, соц.работник, продавец, менеджер, охранник, педагог, адвокат, психолог, страховой и коммерческий агент. | Повх Екатерина Яхновец Анастасия Коршак Евгений |
Человек-техника | Электрик, водитель, столяр, токарь, швея, автослесарь, инженер-технолог, инженер-конструктор. | Пирожик Иван Кравчук Владислав Давидюк Михаил Сергунчик Владислав |
Человек - знаковая система | Кассир, программист, экономист, налоговый инспектор, бухгалтер, аудитор, редактор, оператор ЭВМ, телефонист. | Самарчук Николай |
Человек- художественный образ | Хореограф, архитектор, кондитер, художник, артист, журналист, парикмахер-модельер, музыкальный руководитель. | Шинкарук Нелли |
Человек- природа | Эколог, ветеринар, флорист, геолог, лаборант, фармацевт, астроном, биолог, садовод. | Баланович Анна Панькив Екатерина Яхновец Елена Кузьмич Виктор Матвейчук Фёдор |
(слайды 23-27)
б) игра "Психогеометрические фигурки" (слайд 28).
Выберите из этих фигурку, о которой можете сказать: «Это – я!». Постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете затруднение, выберите ту, которая первой привлекла вас. Запишите ее название под номером 1.
Теперь, в порядке вашего предпочтения, пронумеруйте оставшиеся четыре фигуры.
1 – это ваша основная фигура или субъективная форма. Она дает возможность определить доминирующие черты характера и особенности поведения.
2, 3 – это своеобразные модуляторы, которые окрашивают ведущую мелодию вашего поведения.
Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для вас наибольшие трудности.
Краткие психологические характеристики соответствующих форм личности.
Приложение 2
Познай себя по тесту "Психогеометрия"
Квадрат. У тебя развито трудолюбие, выносливость, терпение. Имеется склонность к систематизации, упорядочиванию, организации людей и вещей вокруг себя. Тебе не по душе изменения привычного хода событий. Ты можешь стать отличным администратором, но не рекомендуется связывать свою профессиональную деятельность со сферой менеджмента.
Зигзаг. Ты обладаешь творчеством, интуицией, способен видеть красоту. Имеешь природное остроумие, способность мотивировать вокруг себя. Для тебя скучны шаблоны, правила, инструкции. Отсутствие настойчивости мешает в доведении дела до конца.
Круг. У тебя развита доброжелательность. Ты – отличный коммуникатор, как никто умеешь слушать собеседника, способен сопереживать, сочувствовать, эмоционально откликаться на чужую боль. Для тебя не приемлем межличностный конфликт, и не рекомендуется профессиональная сфера менеджмента. Из тебя может получиться отличный психолог.
Треугольник. Тебе свойственно лидерство, способность концентрироваться на главной цели, энергичность, уверенность, установка на выигрыш, победу, успех. Ты категоричен в высказываниях, честолюбив, стремишься достичь высокого статуса, положения в обществе, сделать карьеру. Тебе рекомендуется сфера менеджмента.
4. Формула выбора профессии (слайд 29):
Как можно правильно выбрать профессию? Для этого существует простая формула.
Сделать правильный выбор – значит, найти профессию, которая:
Интересна и привлекательна “ХОЧУ”
Это занятия и действия, которые ты выполняешь с интересом, с желанием, по собственной инициативе. Если выбранное дело нравится, то ты охотнее будешь работать, повышать свою квалификацию, пользоваться авторитетом, больше зарабатывать.
Задумайся, действительно ли ты выбираешь профессию?
Доступна и посильна “МОГУ”
Это возможности человека, его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений. В каких-то делах ты менее успешен, быстрее устаёшь, начинаешь нервничать, злиться, теряться, а в других – за тобой не угонишься, занимаешься с удовольствием и не устаёшь. Незнание своих способностей, здоровья и физических особенностей и неумение соотнести их с требованиями профессии могут привести к необоснованному выбору.
Имеется спрос на рынке труда “НАДО”
Это знание о перспективных отраслях и о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда, какова вероятность трудоустройства по выбираемой профессии. Безработный – невыигрышное начало трудовой карьеры. Востребованность работников зависит от их специализации и уровня образования.
5. Наиболее значимые профессии на рынке труда.
В сегодняшнем мире наиболее значимыми являются профессии (слайд 30):
- профессии, связанные со сферой управления;
- профессии, связанные с внедрением компьютерной техники;
- строительные профессии;
- консультирование;
- профессии в области образования;
- профессии, связанные с сервисом семьи;
- профессии в области здравоохранения;
- профессии в области информации и связи;
- профессии, связанные с банковским делом;
- профессии в сфере производства;
- профессии в области исследований науки и техники;
- профессии, связанные с туристическим сервисом;
- профессии в области торговли.
6. Профессии, востребованные на селе – беседа (слайд 31).
Так как мы с вами живём в сельской местности, некоторые из вас останутся здесь работать. Давайте вспомним какие профессии востребованы на селе. Посмотрите на экран и ответьте, какие профессии здесь показаны.
7. Игра «Пословицы»
Человек труда славился всегда, везде и во все времена. Потому что труд – облагораживает человека. Человеку труда уделяется большое место в народном фольклоре. Давайте узнаем, хорошо ли вы знаете пословицы, посвящённые ему.
Добавьте первую часть в пословице (слайды 32-40).
8. Выставка книг, посвященная профессиям (слайд 41).
Если кто-то заинтересовался какой-то профессией, у нас есть выставка книг, брошюр, можете после урока подойти и посмотреть.
III. Заключение.
Заключительное слово классного руководителя.
Сегодня мы окунулись в мир профессий. Я желаю вам сделать правильный выбор, чтобы работа приносила радость и удовлетворение, от вас зависит будущее нашей страны (слайд 42).
раскрыть » / « свернуть