Классный руководитель: Илясова Светлана Петровна
Класс: 6
Цель: формировать опыт социального общения.
Задачи: формировать представление о дружбе и позитивном отношении к людям, стремление к совместной деятельности с одноклассниками, развивать навыки эффективного и безопасного общения.
Обеспечение: свеча, шарфы, ручки, маркеры, буквы Д, Р, У, Г, магниты, лист ватмана, диск с релаксационной музыкой, пиктограммы с различными эмоциями, макеты ладошек (разноцветные).
Используемые упражнения:
«Свечка» - создание доброжелательной атмосферы в классе;
«Ладошки» - формирование позитивного отношения к товарищам;
«Сиамские близнецы» - формирование умения работать в паре, умения договориться (совместная деятельность);
«Бусы» - сплочение детского коллектива.
Подготовка кабинета: парты стоят по кругу.
Ход занятия.
1) Организационный момент.
2) Вступительное слово учителя.
Упражнение «Свечка».
- Здравствуйте, ребята! Приглашаю вас встать в круг. Сейчас я зажгу огонь свечи. Я хочу, чтобы он стал символом теплых, доброжелательных отношений в нашем классе. Почувствуйте тепло этого огня… Я хочу, чтобы этот огонёк объединил нас, помог нам стать еще дружнее, узнать друг друга еще лучше.
-Прошу вас как можно бережнее передать его из рук в руки друг другу. Мне очень хочется, чтобы вы при этом пожелали друг другу чего-то доброго, сделали друг другу комплимент. (Учитель первый передает свечу ученику, свеча должна вернуться к нему).
- Мне бы хотелось, чтобы главными правилами жизни в нашем классе стали:
• Мы рады видеть друг друга.
• Мы желаем только добра друг другу.
• Мы заботимся друг о друге.
• Мы уважаем друг друга.
- Подумайте, а кому мы можем сказать такие слова? (друзьям, одноклассникам, хорошим знакомым).
3) Основная часть классного часа.
- Сегодня мы поговорим с вами о дружбе. Представьте себе, что слово «дружба» требует расшифровки, но необычной. Вам нужно каждую букву, входящую в это слово, использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «друг». (На доске в вертикальном положении расположены карточки с буквами, входящими в это слово. Учитель за учащимися записывает на доске).
Д – добрый, душевный, доброжелательный….
Р – решительный, рассудительный, работящий….
У – умный, улыбчивый, уважительный…. и т.д.
Г - главный.
- Прочитайте, каким же вы представляете себе настоящего друга. (Зачитываются все записанные определения).
- Каждый из нас хотел бы, чтобы его друг обладал такими качествами. Говорят, что человек без друзей – как дерево без корней. А что для нас значит это слово? Какое значение мы придаем дружбе? Умеем ли мы дружить?
Можно говорить о дружбе двух или нескольких человек, а можно говорить о дружбе коллектива, класса.
А успех класса во многом зависит от того насколько он дружен, насколько входящие в него люди умеют общаться, понимают друг друга, уважают себя и одноклассников, умеют ли брать ответственность за свой вклад в решении общих дел. Вы все разные, но каждый из вас личность, каждый из вас это целый мир со своими достоинствами и недостатками, со своими чувствами и переживаниями. Каждый из вас неповторим. И если мы будем относиться доброжелательно, с уважением друг к другу, стараться понять другого человека, нам будет легко и комфортно жить и учиться в нашем классе.
А) ) Упражнение-разминка «Снежинка».
Каждому участнику раздаются листы бумаги. Участники должны выполнять инструкцию учителя, при этом они не должны смотреть на соседей и классного руководителя.
-Сверните листок пополам и оторвите верхний правый угол. Опять сверните пополам и снова оторвите верхний правый угол. И последний раз сверните лист пополам и оторвите верхний правый угол. Затем разверните. У вас получилась "снежинка". Сравните ее со "снежинкой" соседа, и вы увидите, что они разные.
Так и все люди не похожи друг на друга и привычки у всех разные.
Но несмотря на то, что мы разные, мы должны уметь договариваться, дружить, потому что все вместе мы сильны. И сейчас мы это докажем.
Б) Работа по формированию умения работать совместно.
Упражнение «Сиамские близнецы».
- Сейчас мы попробуем нарисовать портрет нашего класса.
- Подумайте, каким будет лицо нашего класса: веселым или грустным, злым, беззаботным, радостным, добрым? Почему? (ответы учащихся можно аргументировать).
- Посмотрите, какие из этих изображений отражают настроение нашего класса, всех нас вместе взятых? (Работа с пиктограммами).
- Почему вы решили, что это веселый человечек?
- Но рисовать мы будем не совсем обычным способом. Вы будете работать в парах, да еще и со связанными руками. Рисовать вам придется только той рукой, которая привязана к товарищу. Рисовать вы должны обязательно вместе! Попробуем! (1 пара рисует овал лица, 2 – глаза, 3- брови и т.д.)
- посмотрите на наш портрет! Передает ли он настроение нашего класса?
- Что было труднее всего в работе?
-Что необходимо для сотрудничества? (Уметь договориться).
- Нравиться ли вам ваш рисунок? (Если ответ отрицательный – разобраться в причинах).
В) Следующее упражнение очень похоже на сказку «Репка». Давайте представим, что у нас намечается какое-нибудь очень важное событие в классе. И нам нужно собрать команду, чтобы эту проблему решить, вытянуть «репку». Выбираем первого участника - ведущего. Ведущий выбирает себе помощника, произнося фразу: «Мне нужна сегодня поддержка… (называется имя, можно и фамилию), потому что она … (называется положительное качество)». Так встают все по очереди. Каждого следующего участника, произнося ключевую фразу, называет тот, кто был выбран последним. (Нужно нацелить ребят на то, чтобы они выбирали не своих друзей, а тех, с кем они мало общаются, так как в каждом человеке можно найти положительные, ценные качества, которые очень важно заметить). Хочу сказать, что последний оставшийся участник – это не человек без способностей, а скорее всего тот участник группы, от которого может зависеть весь исход ситуации, как это и было в сказке с мышкой.
Г) Формирование позитивного отношения друг к другу.
Упражнение «Ладошки».
- Ребята, посмотрите, что у меня в руках. (Учитель держит в руке разноцветные макеты ладошек).
- Сейчас они все вместе, как и вы сейчас. Но все они разные, как и мы с вами. Я сейчас раздам вам ладошки. Напишите на них своё имя. По моей команде будем передавать их по кругу, и вы должны будете постараться написать про человека, чья ладошка у вас окажется, что-то хорошее, доброе, пожелать этому человеку что-либо. Постарайтесь не повторяться друг за другом. (Ладошки передаются до тех пор, пока в руках не окажется «своя» ладошка. Во время выполнения работы звучит тихая музыка).
- Прочитайте, что о вас написали товарищи. Что вы почувствовали, когда прочитали хорошие слова про себя?
- Было ли вам приятно?
- Трудно ли вам было найти добрые слова о своих одноклассниках?
- Да, часто мы замечаем в окружающих отрицательные черты характера, а нужно учиться находить в других хорошее.
- Подойдите, пожалуйста, к нашему портрету и прикрепите свои ладошки там, где вам захочется. (С обратной стороны уже прикреплены кусочки двухстороннего скотча).
- А я хочу к нашему портрету добавить еще и правила, которые очень важны в жизни любого коллектива! (На табличках какой-либо формы правила: мы рады видеть друг друга; мы желаем только добра друг другу; мы заботимся друг о друге; мы уважаем друг друга; мы во всем помогаем друг другу и др.)
4) Заключительный этап.
Возьмите теплыми руками бусинки, сожмите в кулачок и приложите к сердцу, подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете.
Путешествие наше подошло к концу (бусинки нанизываем на одну нитку).
Посмотрите, какие чудесные бусы получились у нас. Так и мы с вами связаны с другими, но в то же время каждая бусинка существует отдельно.
Так и человеку порой хочется быть вместе со всеми, а порой хочется побыть одному. Посмотрите, как плотно бусинки прилегают друг к другу, как будто они очень дружны между собой.
Я хочу, чтобы вы в классе тоже были сплоченные и дружные, чтобы эти отношения у вас остались надолго.
Ваш класс – это маленькая семья. Хотелось бы, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, любовь, взаимопонимание.
Я желаю вам иметь верных и преданных друзей.
разгарнуць » / « згарнуць