ЧЕГО РОДИТЕЛЯМ ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ
Нет единого на все случаи жизни правила о том как воспитывать ребенка. Все дети разные. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Но есть вещи, которые противопоказаны при общении с любым ребенком без исключения. Речь идет о том, чего родителям делать нельзя.
Если мы хотим воспитать человека, которому присуща самодисциплина, нам надо в первую очередь развивать его самосознание, стремиться к тому, чтобы у ребенка сформировался положительный образ самого себя. Избегать следует всего, что разрушает этот положительный образ.
Конечно, родители время от времени все же пользуются недозволенными методами. Иногда к ним прибегают по собственному невежеству, иногда в «расстроенных» чувствах. Однако следует перечислить эти недозволенные приемы, чтобы никто не использовал их хотя бы просто по невежеству.
Итак, давайте запомним, чего нельзя делать, так же, как мы помним заповедь «Не убий!».
Не унижай ребенка! Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ, о котором шла речь.
Не угрожай! Мы иногда говорим: «Если ты еще раз сделаешь – ты у меня получишь!» или «Если ты еще раз стукнешь своего братика, я тебя так стукну!». Каждый раз, когда мы угрожаем ребенку, мы учим его бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны – они не улучшают поведение ребенка.
Не вымогай обещаний! Последовательность действий порой бывает такова: ребенок сделал что-то, чего делать нельзя. А мама ему говорит: «Теперь обещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь»,– и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторит свою проделку снова. Мама обижена и расстроена: «Ты же пообещал!». Она не знает одного – обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и его сестра – угроза, относятся к будущему. Но ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, когда он их нарушит. Если же он не чувствителен, то это только научит его цинизму: слово – это одно, а дело – совсем другое.
Не опекай излишне! Это умаляет ребенка в его собственных глазах. Излишняя опека приучает его к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей ребенка что-либо сделать самостоятельно. Следует принять как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам».
Не говори слишком много! Излишне многословные объяснения означают для ребенка: «Ты не способен понимать простые вещи, лучше послушай, я тебе объясню». Один малыш в детском саду так пугал своего сверстника: «Я тебя ударю, я тебя разрежу на мелкие кусочки, я... я тебе объясню!».
Не требуй немедленного повиновения! Представьте, что ваш муж говорит вам: «Дорогая, брось все и приготовь мне чашку кофе сию же минуту». Как вам это понравится? Точно так же это не нравится вашему ребенку, когда от него требуют, чтобы он немедленно бросил все, чем занимался. Нам, по крайней мере, следует предупредить его заранее: «Минут через 10 будем обедать». Мы вполне можем позволить поворчать ему немного: «Ой, мам! Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение подходит для марионетки, но оно не способствует формированию независимого и самостоятельного человека.
Не потакай ребенку! В данном случае речь идет о вседозволенности. Ребенок сразу почувствует, что родители боятся быть твердыми в соблюдении границ, боятся сказать ему «нет». Это вселяет в ребенка уверенность, что все правила резиновые – немножко поднажать, и они растянутся. Это может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами возможны горькие разочарования. Потакать ребенку – это значит лишить его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком.
Будь последователен в своих требованиях! В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну (дочери) нарушать все правила (или их часть). В понедельник, когда ребенок делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте этого ребенка. Как бы хорошо вы научились водить машину, если бы в понедельник, вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду, пятницу и субботу – наоборот?
Ребенку нужна последовательность в требованиях. Он должен знать, чего от него ожидают. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует.
Не требуй того, что не соответствует возрасту ребенка! Если вы ждете от своего двухлетнего малыша, чтобы он слушался, как пятилетний, то этим вы вселяете в него чувство неприязни к вам. Вы требуете от него зрелости поведения, на которую он еще по возрасту не способен. И это плохо скажется на развитии его самосознания.
Не морализируй! Это вселяет в ребенка чувство вины и развивает отрицательную самооценку. Все морали в конечном итоге для ребенка сводятся к одному: «То, что ты сделал,– это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что мама делает для тебя?».
Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если бы все это записать на магнитофон и потом проиграть мамам, они были бы поражены. Чего только они не говорят своим детям! Тут и угрозы, и насмешки, и постоянное ворчание, и, конечно, лекции на моральные темы. Установлено, что под влиянием потока ребенок «отключается». Это его единственный способ обороны, который он быстро осваивает. Конечно, он не может отключиться полностью и испытывает чувство вины.
Не лишай своего ребенка права оставаться ребенком! Если мы, родители, будем пользоваться только правильными педагогическими методами и избегать нежелательных – что же мы получим в результате? Образцового ребенка? Как считают психологи, «образцовый» ребенок – не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него серьезные эмоциональные проблемы.
Представьте себе, что мы в результате воспитаем дошкольника тихого и всегда уважительного ко взрослым, который никогда не бунтует, не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств по отношению к чему-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никого никогда не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым, который маскируется под ребенка?
Воспитывая наших детей, развивая у них самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право!
Что делать, если... у ребенка нет желания делиться с вами своими мыслями и бедами и слушать то, что говорите ему вы?
Когда ребенок что-то рассказывает вам, давайте ему понять, что вы его внимательно слушаете. Не надо в это время вытирать пыль, просматривать газеты или красить ногти. Ребенок сразу чувствует, что он не в центре вашего внимания, и у него пропадет охота говорить.
Смотрите в глаза ребенку, чтобы он знал, что вы сосредоточены на том, что он говорит вам. Поощряйте его продолжить рассказ и спрашивайте: «А что было дальше?», «Он действительно так сделал, да?».
Когда вы отвечаете на вопрос ребенка, постарайтесь не быть многословным. Как сказал один мальчик: «Пап, почему мои вопросы такие коротенькие, а твои ответы такие длинные?». Как считают психологи, для ребенка семи лет фраза более восьми слов уже трудна для понимания. Пусть речь ребенка преобладает в вашем разговоре с ним.
Имейте мужество предстать перед ребенком со всеми своими человеческими чувствами и слабостями. Если у вас хватит мужества раскрыть их перед ребенком, это пойдет на пользу вам обоим. Исследования показывают, что, когда один человек в чем-то признается другому, он, как правило, получает в ответ аналогичное признание. Наверняка то же самое получится с вами и вашим ребенком.
Расскажите сыну или дочери о своих «приключениях», начиная с того времени, когда вы были маленькими. Попробуйте рассказать ему о таких вещах, которые родители, как правило, детям не рассказывают, считая, что им это неинтересно. О хороших и плохих учителях в школе, где вы учились, о ваших драках с мальчишками, о жизни в пионерском лагере, о том, как вы начали собирать марки, о первом свидании и так далее. Вы увидите, все это будет интересно вашему ребенку, вы предстанете перед ним живым человеком. Не надо из каждой истории выводить мораль. Просто расскажите.
Что делать, если... ваш ребенок застенчив? Главное, не позволяйте упрекать: «Ну, чего ты стесняешься?» – и тому подобное. Если вы внушите ребенку, что он действительно застенчив, исправить положение будет труднее.
Разговаривая с учителем, не приклеивайте своему ребенку этот ярлык: «Знаете, он у меня такой застенчивый...». К сожалению, для учителя плохие способности и застенчивость часто обозначают одно и то же. Лучше скажите: «Мой ребенок не сразу привыкает к новым людям». Подумайте, как сказать.
Пусть ваш ребенок почаще общается с детьми младше его. Здесь у него будет возможность проявить себя, действовать с позиции авторитета. Уважение и восхищение младших придадут ему уверенность.
Если он сам интуитивно выбирает себе окружение из младших детей, не мешайте ему и не задавайте бестактных вопросов: «Почему ты все время играешь с малышней? Где же твои ровесники?».
«Пик» застенчивости приходится на процедуру знакомства с новыми людьми. И не надо пользоваться именно этой ситуацией для того, чтобы привить ребенку социальные навыки и умения: «Ну, поздоровайся же с тетей! Скажи ей, как тебя зовут».
Почаще приглашайте домой других детей, берите их с собой в кино, на прогулки. Вашему сыну или дочери легче будет завести друзей, если вы все вместе возьметесь, например, испечь пирог. Конечно, это очень хлопотно, можно представить, во что превратится ваша кухня. Но пользы это принесет намного больше, чем если вы будете повторять то и дело, мучая себя и ребенка: «Ну, что ты такой застенчивый... Поздоровайся же с тетей!».
Что делать, если... ваша дочь стала молчаливой и замкнутой. Вам никак не удается вызвать ее на разговор. Вы спрашиваете ее: «Как дела?». Не случилось ли что? Она отвечает: «Все нормально. Все в порядке»,– а вам кажется, что девочка что-то скрывает. Вы все более взволнованно задаете вопросы. Она отвечает все неохотнее. Как поступить?
Не начинайте донимать ее душевными разговорами, прекратите попытки что-либо выведать. Это только ухудшит положение. Дочь еще больше замкнется. Найдитетакое дело, которое вы будете делать вместе, тогда и возникнет общение.
Но не перестарайтесь. Не стремитесь проникнуть во все уголки личной жизни ребенка. Ведь у человека есть не только потребность в общении, но и потребность в уединении, стремление побыть наедине с собой, когда хочется разобраться в себе, помечтать, подумать.
ЧЕГО РОДИТЕЛЯМ ДЕЛАТЬ НЕЛЬЗЯ: ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
Дети становятся старше, но проблема «ярлыков» и сравнений остаётся для них всё такой же болезненной. Кроме того, сложный подростковый возраст, которого так опасаются родители, кажется, сам собой провоцирует взрослых на использование запретных словесных приёмов.
«Будешь делать, потому что я так сказал!», «Что ты понимаешь!», «Мало ли чего ты не хочешь!» – все эти слова, казалось бы, наполненные безапелляционной уверенностью в собственной правоте, на самом деле выдают беспомощность и бессилие родителей, их неспособность справиться с изменившейся ситуацией. Стремительно взрослеющие дети, претендующие на равноправие и полную самостоятельность, пугают взрослых. Не найдя подходящих аргументов, родители пытаются «задавить» подростка авторитетом, но лишь расписываются тем самым в том, что не смогли найти общего языка со своими детьми.
Придётся признать, что с подростком надо договариваться, спорить, объяснять, почему «нет» и отчего «нельзя». Только так он почувствует, что его уважают и с его точкой зрения считаются, научится понимать других, а главное – вас, своих родителей.
еще несколько важных советов.
- Постарайтесь как можно быстрее определиться в своем профессиональном выборе. Иными словами, определиться, кем вы хотите стать, какую выбрать профессию. Советуйтесь со всеми, с кем можно. Собирайте мнения, факты, данные. Анализируйте их, преломляйте на свои склонности и пожелания. В случае более раннего самоопределения и решения для себя вопроса, кем вы хотите стать, у вас будет больше времени, чтобы познакомиться с перечнем тех учебных заведений, в которых ведется подготовка по таким профессиям, узнать, какой был конкурс и проходной балл в этих учебных заведениях в предыдущем году, узнать условия приема, проживания, проведения досуга. Это позволит вам более обстоятельно взвесить свои шансы с учетом тех оценок, которые могут быть в ваших аттестатах и принять более правильное решение о месте учебы и избежать ненужных препятствий.
При этом помните, что когда мы говорим – советуйтесь – мы в первую очередь имеем в виду необходимость сбора информации о конкретных профессиях. Но знайте, что советы других – это их пожелания с учетом их предпочтений и склонностей. Вы же должны сделать свой выбор.
- Познакомьтесь с условиями и сроками приема в учебные заведения по профессии, которую избрали и по которой собираетесь обучаться. Они хотя и общие, но в конкретных случаях могут отличаться в некоторых нюансах (по срокам, особым требованиям и т.д.). Имейте какой-то запасной вариант, если вам придется понять, что у вас незначительные шансы с вашими оценками поступить туда, куда вы хотели. Чтобы не принимать решение в спешном порядке и непродуманно. Если вас интересует какая-то информация об учебных заведениях, профессиях обучения, численности набора по отдельным специальностям - вы можете ее получить непосредственно в учебном заведении, Республиканском или других центрах профориентации молодежи.
- Взвесьте, исходя из ожидаемых (или уже зафиксированных в аттестате) оценок и своих знаний, свои возможности. Не переоценивайте свои силы и знания. Помните: школьные оценки и знания – это одно, а вступительные экзамены – совсем другое. На одно место, как правило, претендует несколько человек. Уже этот фактор обуславливает необходимость более серьезных требований к желающим поступить на обучение. Поэтому не переоценивайте свои силы, не пробуйте поступать, как говорят, на удачу. Потому что это только усложнит последующую проблему профессионального выбора, если вы не пройдете вступительные экзамены. Не подавайте документы с невысокими оценками туда, где конкурс ожидается высоким и где далеко не всем даже сильным выпускникам удается его выдержать. Будьте реалистами. Они в большинстве случаев решают проблему более успешно, чем те, кто строит планы на песке.
- Думайте о том, где вы сможете (или планируете) трудоустроиться после завершения школы, если решили пойти работать или трудоустроиться после завершения учебы. Знакомьтесь с состоянием рынка труда, в первую очередь по конкретной профессии. Особенно, если место будущей работы будет не совпадать с местом учебы.
- Если одну и ту же профессию можно получить в нескольких учебных заведениях, выбирайте наиболее приемлемый вариант к месту жительства. Это сократит неоправданные расходы.
- Помните, что подавляющее большинство свободных вакансий – это рабочие места. Выбирая профессию специалиста, думайте, где по ней можно будет трудоустроиться, сколько по такой профессии безработных теперь, как долго они являются безработными. Ведь аналогичная ситуация может возникнуть и у вас. Удовлетворит ли такое положение вас и как вы поведете себя в ней.
ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
- Необходимо изучить как можно больше профессий, определить, какие профессии и специалисты необходимы в регионе, где вы проживаете.
- Отношение к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища, ориентация сразу на профессию высокой квалификации.
- Выбор профессии «за компанию», чтобы не отстать от друзей.
- Важно изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент, особенности характера, особенности познавательной деятельности, здоровья, самооценку, уровень притязаний и т.д.)
- Следует выбрать наиболее привлекательную, подходящую профессию.
- Подробно изучить выбранную профессию: ознакомиться с профессиограммой, определить формулу профессии, уточнить содержание, условия труда, требования, предъявляемые профессией к человеку. Изучить возможности ее приобретения и перспективы профессионального роста.
- Попробовать свои силы в выбранной профессии.
- Отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией.
- Сравнивать полученные знания о профессии со своими возможностями, посоветоваться с родителями, врачами, психологом, получить квалифицированную профконсультацию.
- При определении соответствия своих профессиональных возможностей требованиям выбранной профессии, получить в школе или УПК первоначальную профессиональную подготовку.
- При отсутствии указанного соответствия найти запасной вариант профессионального выбора.
- Выбрав для себя будущую профессию, необходимо проявить настойчивость в реализации намерений и овладения профессией в совершенстве
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ?
Главная задача семьи – создать условия для раскрытия способностей ребенка, проявления его одаренности. Один мудрец сказал: ”Ребенок – это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь”, другой добавил: “После трех уже поздно”. Да, действительно, именно до трех лет вы должны высвободить из ребенка и огромную силу интеллекта, и проявить его художественные, музыкальные, двигательные, душевные способности.
До 12 лет ваша задача состоит в том, чтобы сформировать у ребенка определенные профессиональные и личностные ресурсы. Каковы эти ресурсы: здоровье, психологические особенности, знания, интересы, внешность, нравственная позиция, культура поведения и общения.
Самое несправедливое и часто непреодолимое препятствие, с которым сталкивается человек при выборе профессии – это здоровье и его психологические особенности. Например, у ребенка аллергия на лекарственные препараты: очень осторожно нужно отнестись к выбору профессии косметолога, химика, провизора и т.д. Если есть некоторые аномалии скелетно-мышечного развития, нужно выбирать профессии, не требующие длительного стояния на ногах и т.д. и т.п.
Очень важно также иметь в виду особенности темперамента и характера. Психологические черты формируют характер человека, его отношение к людям, к деятельности, к собственности, к себе. Проанализируйте своего ребенка с точки зрения наличия у него следующих качеств:
1) Отношение к людям: общительность, откровенность, чуткость, доброта, замкнутость, застенчивость, злобность, открытость, высокомерие, властолюбие.
2) Отношение к деятельности: добросовестность, трудолюбие, инициативность, небрежность, консерватизм, безответственность, лень.
3) Отношение к собственности: аккуратность, бережливость, экономность, неряшливость, скупость.
4) Отношение к себе: скромность, самокритичность, требовательность, самолюбие, самоуверенность, тщеславие, эгоизм.
И еще очень важный момент в планировании карьеры ребенка связан с этим этапом. Вы должны продемонстрировать ему как можно больше различных профессий. Во-первых, в интернете Вы найдете массу нужной информации. Во-вторых, необходимо вместе с ребенком посещать все профессиональные выставки, которые открываются в Вашем городе. В-третьих, предоставляйте возможности ребенку посмотреть по телевидению передачи, которые рассказывают о профессиях. В - четвертых, расскажите сыну и дочке о своей профессии. Просите это сделать ваших друзей, знакомых. Таким образом, Вы сможете насытить ребенка знаниями о профессиональном мире. Обсуждайте с ним все увиденное и услышанное. Наблюдайте за возникновением интереса к чему-то, поощряйте его.
КЕМ ЖЕ БЫТЬ?
Вообще все многообразие занятий человека объединено в пять сфер деятельности: человек-техника, человек-природа, человек-человек, человек-знаковая система, человек-художественный образ. Нетрудно заметить, что сферы эти сгруппированы по принципу нашего отношения к окружающему миру.
Известно, что любая человеческая деятельность может быть направлена или на познание окружающего нас мира, либо на преобразование чего-то, либо на изыскательскую деятельность. В этом, собственно, и заключается цель труда.
Вместе с тем каждый из вас интуитивно чувствует, что «душа у него лежит» не ко всякой деятельности, а к какой-то предпочтительной, конкретной. Эти личностные интересы у нас проявляются в раннем детстве. Одни готовы лечить куклу от болезней. Другие – ее воспитывать, наставлять. Третьи – что-то строить из песка. Четвертые – собирать машину из деталей детского конструктора. Пятые – рисовать, лепить, петь, плясать. Одни легко вступают во взаимодействие со своими сверстниками, другие – более замкнуты и взаимодействие им дается трудно.
Точно так же и со склонностями: одним нравится делать одно, другим – другое. Понятно, что если ребенку или школьнику что-то нравится, он будет делать это в охотку: рисовать или сочинять, играть на музыкальных инструментах или собирать гербарий, кропотливо сидеть над книгами, выискивая новые сведения и знания, или заниматься в спортивной секции, кружке технического творчества и т.д.
Поэтому каждому, кто решает проблему выбора профессии, в первую очередь важно определиться со сферой своих интересов и предпочтений. И, исходя из предпочтительной сферы деятельности, определиться с конкретной профессией внутри этой сферы.
При этом важно сразу определиться и в другом: вы хотите стать квалифицированным рабочим или специалистом? Ведь чтобы получить диплом специалиста – надо выдержать экзамены в высшее или среднее специальное учебное заведение. Получить же рабочую профессию можно в профессионально-техническом учебном заведении, в которым прием производится в большинстве случаев по конкурсу оценок в аттестате. Иными словами, выбирая в момент окончания свою первую дорогу в жизнь, вы должны решить, что для вас на данном этапе важнее: профессия или диплом?
Почему важно определиться именно в этом? Ответ прост: следует знать, что на рынке труда более восьмидесяти процентов имеющихся вакансий на трудоустройство – это вакансии на рабочие места.
В то же время очень многие из вас явно переоценивают свои силы и мечтают продолжить образование после школы в ВУЗах и ССУЗах. Такое желание можно только приветствовать. Но и объективно учитывать степень готовности выдержать вступительные испытания тоже следует. Пробовать поступать можно всегда, но надо иметь в виду, что у вас должен быть обдуманный вариант дальнейших действий, если поступление не состоится. В противном случае вы сразу оказываетесь среди тех, кто не учится и не имеет специальности. И ваша дорога – на рынок труда.
раскрыть » / « свернуть