С сентября 2012 года наша школа участвует в программе "Зелёные школы"
в рамках Совместного проекта Европейского Союза
и Программы развития ООН в Республике Беларусь
«Содействие развитию всеобъемлющей структуры международного сотрудничества в области охраны окружающей среды в Республике Беларусь».
Информацию о цели, задачах, новостях и справочные материалы по программе "Зеленые школы" можно найти на страничке программы.
Приказ по школе об ответственных за реализацию проекта "Зеленые школы" №110 от 31.08.2012г
Задачи, которые были поставлены перед началом работы:
1) Рассмотреть основные методы изучения окружающей среды;
2) Изучить разнообразие живых организмов своей местности;
3) Ознакомиться с влиянием человека на природные комплексы;
4) Узнать о методах борьбы с негативным влиянием человека на природу;
5) Знать охраняемые территории и живые организмы, занесённые в Красную книгу Беларуси;
6) Умение пользоваться определителями и дополнительной литературой;
7) Организовать работу общественных организаций по пропаганде охраны окружающей среды и рационального природопользования;
8) Принимать практическое участие в охране природы пришкольной территории и прилегающей местности;
- формировать у детей основы экологических знаний и бережного отношения к окружающей среде и природным ресурсам.
В работу по реализации программы были вовлечены следующие целевые группы:
- обучающиеся;
- педагоги;
- родители.
Программа «Зеленые школы» включает в себя работу по следующим направлениям:
Биоразнообразие
Энергосбережение
Водосбережение
Обращение с отходами
Качество атмосферного воздуха
Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом (экологические инициативы)
Отчет по программе "Зеленые школы"
Раздел I. "Биоразнообразие"
Цель:
формирование у учащихся базовых понятий и принципов биологического разнообразия, знакомство с основными биоэкологическими правилами и законами формирования биологического разнообразия в основных природных сообществах своей местности.
Задачи:
ознакомление учащихся с основами биоразнообразия, как науки об экосистемах и биосфере,
формирование представления о современном многообразии живых организмов и экологического мировоззрения на основе знаний особенностей живых организмов, образующих сложные многокомпонентные экосистемы,
изучение основных законов экологии и биоразнообразия, основных свойств живых систем, принципов биологической систематики, функции живого в природе и роли человека,
формирование представлений о принципах функционирования в пределах устойчивости экосистем и прогнозирование изменения окружающей среды в конкретных условиях;
применение природоохранных мероприятий для поддержания биологического разнообразия.
Задание 1.1. Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования)
Дата выполнения: апрель 2020 года во время факультативных занятий. Изучалось видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений в пределах пришкольной территории ГУО "Буховичская СШ"
Участники: учащиеся 5-8 классов
Количество учащихся - 27 человек
Список учащихся
Дата выполнения: май 2020 года на уроках биологии. Изучалось видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений
Участники: учащиеся 7-9 классов
Количество учащихся - 29 человек
Список учащихся
Карта-схема пришкольного участка
Одуванчик лекарственный
|
Хвощ полевой
|
Вьюнок полевой
|
Лук гусиный жёлтый
|
Ветреница дубравная
|
Чистяк весенний
|
Василёк синий
|
Лядвинец рогатый
|
Повой заборный
|
|
Клевер пашенный
|
|
Задание 1.3. Изучить разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования)
Дата выполнения: май 2020 года
Участники: учащиеся 5-9 классов
Количество участников - 32 человека
Список учащихся
Каштан конский
|
Черёмуха обыкновенная
|
Акация жёлтая
|
Вяз пробковый
|
Боярышник обыкновенный
|
Сирень обыкновенная
|
Дуб черещатый
|
Ель европейская
|
Берёза бородавчатая
|
|
Бузина красная
|
Задание 1.4. Изучить разнообразие птиц на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования)
Дата выполнения: май-июнь 2020 года
Участники: учащиеся 5-8 классов
Количество участников - 27 человек
Список учащихся
Карта-схема пришкольного участка
Зяблик
|
Большая синица
|
Полевой воробей
|
Лебедь-шипун
|
Белый аист
|
Малый зуёк
|
Скворец обыкновенный
|
Хохлатый жаворонок
|
Ласточка деревенская
|
|
Домовый воробей
|
Задание 1.5. Изучить разнообразие наземных насекомых на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования )
Дата выполнения: май 2020 года
Место выполнения: пришкольная территория
Участники: учащиеся 3-7 классов
Количество участников - 38 человек
Список учащихся
Красноклоп бескрылый
|
Шмель земляной
|
Краевик окаймлённый
|
Щитник зелёный древесный
|
Сенница луговая
|
Брюквенница
|
Коровка семиточечная
|
Рыжий лесной муравей
|
Хрущ майский западный
|
|
Крапивница
|
Задание 1.7. Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц
Дата выполнения: декабрь-март 2013, 2014, 2015, 2016, 2017, 2018, 2019, 2020, 2022, 2023 года
Место выполнения: пришкольная территория
Участники: учащиеся 4-7 классов
Количество участников: 32 человека
Список учащихся
Учащимися и их родителями, а также на уроках трудового обучения было изготовлено 15 кормушек, которые учащиеся развесили на деревьях пришкольного участка и своего двора. Для изготовления кормушек был затрачен материал: доски, фанера, картон, пластиковые бутылки.
Ребята подкармливали птиц несолёным салом, семечками подсолнуха, хлебными крошками.
Задание 1.8. Создать и разместить на пришкольной территории или территории природного окружения учреждения образования, искусственные гнездовья для птиц, убежища для летучих мышей.
Дата выполнения: март 2020 года
Место выполнения: пришкольная территория
Участники: учащиеся 8-10 классов
Количество участников: 27 человек
Список учащихся
Обрезка фруктовых деревьев
Дата выполнения: октябрь 2022 года
Место выполнения: пришкольная территория
Участники: учащиеся 8-10 классов
Количество участников: 15 человек
Раздел II. "Энергосбережение"
Цель:
изучение данных о количестве используемых энергетических ресурсов в здании школы и дома.
Задачи:
Познакомить учащихся с энергопотреблением в школе.
Получить объективные данные о количестве потребляемой электроэнергии и тепла в здании школы.
Разработать рекомендации по энергосбережению в школе.
Воспитывать бережное отношение к потреблению электроэнергии и тепла в школе и дома.
Задание 2.1. Провести изучение потребления электроэнергии в школе
Дата выполнения: октябрь 2019 года
Участники: учащиеся 6-9 классов
Количество учащихся: 29
В рамках поставленных задач учащиеся вместе с завхозом изучили документацию, на которой отражены все источники потребления электроэнергии в школе. В ходе изучения которой выяснили, что основную нагрузку несут приборы освещения и столовая.
Объектами исследования являются: 1 этаж, 2 этаж, спортзал, пищеблок. Учёт потребления электроэнергии осуществляется 2 счётчиками: один в учебной части школы, второй - в пищеблоке.
Учащиеся ежедневно снимали показания с данных приборов.
В ходе изучения энергопотребления была составлена схема школы с расположением основных осветительных приборов приборов в школе и рассчитана их суммарная мощность.
Потребление электроэнергии на втором этаже школы
Потребление электроэнергии на первом этаже школы
Также учащимися были изучены основные приборы, потребляющие электроэнергию в школе. Ниже приведены сведения о номинальной мощности используемых приборов.
Потребление энергии на первом этаже
Объект
|
Оборудование
|
Количество, штук
|
Мощность Вт
|
Мощность, кВт
|
Электроосвещение
|
Лампы накаливания
|
97
|
60
|
5,82
|
Энергосберегающие лампы
|
206
|
36
|
7,42
|
Столовая
|
Вытяжка
|
2 |
800 |
1,6 |
Электроплита
|
1
|
1700
|
1,7
|
Электросковорода
|
1 |
6000 |
6 |
Мармит
|
1
|
1200 |
1,2 |
Водонагреватель
|
1
|
1500 |
1,5 |
Холодильник
|
1
|
120
|
0,12
|
Морозильник
|
1
|
150
|
0,15
|
Потребление энергии на втором этаже
Объект
|
Оборудование
|
Количество, штук
|
Мощность Вт
|
Мощность, кВт
|
Электроосвещение
|
Лампы накаливания
|
27
|
60
|
1,62
|
Энергосберегающие лампы
|
506
|
36
|
18,27
|
Электроприборы
|
Компьютеры
|
10 |
300 |
3 |
Музыкальный центр
|
1
|
30
|
0,03
|
Усилитель
|
1 |
1300 |
1,3 |
Принтер
|
3
|
150 |
0,45 |
Телевизор
|
1
|
300 |
0,3 |
Освещение на улице
|
Фонари
|
2
|
150
|
0,3
|
Дата выполнения: ноябрь 2019 года
Участники: учащиеся 8-10 классов
Количество учащихся: 27
Были составлены графики потребления электроэнергии.
Задание 2.2. Провести изучение расходования тепла в школе
Дата выполнения: ноябрь 2019 года
Участники: учащиеся 6-8 классов
Количество учащихся: 26
Теплоснабжение школы осуществляется от центральной котельной РУП ЖКХ. Основным потребителем тепла является система отопления. В качестве теплоучитывающего оборудования установлен 1 теплощётчик ТЭМ-104.
В результате исследования школы были составлены схемы источников и мест потери тепла в школе.
Основная часть учебных кабинетов находится на солнечной стороне, что даёт возможность меньше расходовать тепло. Но приходится на холодный период заклеивать щели в окнах из-за плохого состояния стеклопакетов. Учащиеся проводят исследование мест потери тепла.
Дата выполнения: ноябрь 2019 года
Участники: учащиеся 6-9 классов
Количество учащихся: 27
Учащиеся ежедневно отмечали потребление тепла, и, по итогам, составляли ежемесячные графики.
Раздел III. "Водосбережение"
Цель:
продолжить изучение потребления воды в школе и дома, проанализировать эффективность использования воды в школе и дома, составить план действий по ее рациональному использованию.
Задачи:
Расширить знания учащихся о роли воды в природе и значении ее в человеческом обществе, об ее использовании человеком;
Изучить и проанализировать потребление воды в школе и дома в этом учебном году, составить отчет по результатам;
Составить план действий по рациональному использованию воды в школе и дома;
Формировать у учащихся практические умения и навыки по рациональному использованию воды, умение вести учёт ее расхода;
Способствовать активному участию детей в мероприятиях по уменьшению потребления воды в школе и дома;
Воспитывать активную гражданскую позицию учащихся в решении вопросов водосбережения, ответственность за состояние окружающей среды;
Показать учащимся возможность и необходимость личного участия в решении задач, связанных водосбережением.
Задание 3.1. Провести изучение потребления воды в школе.
Дата выполнения: ноябрь 2019 года
Участники: учащиеся 5-10 классов
Количество учащихся: 32
Отчет по изучению потребления воды в школе
1. Ежемесячно снимали показания счетчика воды в нашей школе.
2. Сделали ежедневные замеры показаний счетчика воды на протяжении месяца с 01.11.2019 по 01.12.2019.
3. Мониторинг использования воды за контрольный месяц показан в таблице и на графике. Было замечено, что наименьший расход воды в субботний день, т. к. не работает столовая и в школе не все дети. В воскресенье вода не расходуется – выходной день. Это говорит о том, что утечки воды на момент мониторинга не было.
Мониторинг расхода воды в ГУО «Буховичская средняя школа» с 01.11.2019 по 01.12.2019
Дата
|
Показания счетчика
|
01.11.2019
|
4823
|
02.11.2019
|
4824
|
03.11.2019
|
4824
|
04.11.2019
|
4825
|
05.11.2019
|
4826
|
06.11.2019
|
4827
|
07.11.2019
|
4827
|
08.11.2019
|
4827,5
|
09.11.2019
|
4828
|
10.11.2019
|
4828
|
11.11.2019
|
4828,5
|
12.11.2019
|
4830
|
13.11.2019
|
4831
|
14.11.2019
|
4832
|
15.11.2019
|
4833
|
16.11.2019
|
4834
|
17.11.2019
|
4834,5
|
18.11.2019
|
4835
|
19.11.2019
|
4836
|
20.11.2019
|
4837
|
21.11.2019
|
4837,5
|
22.11.2019
|
4838
|
23.11.2016
|
4838,5
|
24.11.2019
|
4838,5
|
25.11.2019
|
4839
|
26.11.2019
|
4840
|
27.11.2019
|
4841
|
28.11.2019
|
4842
|
29.11.2019
|
4842,5
|
30.11.2019
|
4843
|
01.12.2019
|
4843
|
Мониторинг расхода воды в школе за 2016 – 2019 гг
месяц
|
Показания счетчика
|
|
2016г.
|
2017г.
|
2018г.
|
2019г.
|
январь
|
4051
|
4328
|
4477
|
4667
|
февраль
|
4101
|
4350
|
4493
|
4695
|
март
|
4133
|
4364
|
4510
|
4709
|
апрель
|
4170
|
4375
|
4520
|
4728
|
май
|
4209
|
4390
|
4535
|
4743
|
июнь
|
4213
|
4414
|
4553
|
4768
|
июль
|
4214
|
4429
|
4567
|
4777
|
август
|
4215
|
4436
|
4575
|
4784
|
сентябрь
|
4248
|
4443
|
4589
|
4801
|
октябрь
|
4268
|
4450
|
4604
|
4819
|
ноябрь
|
4310
|
4454
|
4622
|
4838
|
декабрь
|
4322
|
4458
|
4651
|
|
месяц
|
Расход воды за месяц
|
|
2016г.
|
2017г.
|
2018г.
|
2019г.
|
январь
|
47
|
6
|
19
|
16
|
февраль
|
50
|
22
|
16
|
28
|
март
|
32
|
14
|
17
|
14
|
апрель
|
37
|
11
|
10
|
19
|
май
|
39
|
15
|
15
|
15
|
июнь
|
4
|
24
|
18
|
25
|
июль
|
1
|
15
|
14
|
9
|
август
|
1
|
7
|
8
|
7
|
сентябрь
|
33
|
7
|
14
|
17
|
октябрь
|
20
|
7
|
15
|
18
|
ноябрь
|
42
|
4
|
18
|
19
|
декабрь
|
12
|
4
|
29
|
|
всего за год
|
318
|
136
|
193
|
|
4. Был сделан план школы со всеми помещениями.
5.Учащиеся посетили все помещения и посчитали, какое количество источников воды есть, отметили все на плане (кружок – умывальник, ромб – туалет, прямоугольник – душ). В сравнении с прошлым годом ничего не изменилось. В школе 32 умывальника на 1 этаже, 17 умывальников на 2 этаже, 8 туалетов на 1 этаже, 6 туалетов на 2 этаже, 4 душа на 1 этаже. Всего 49 умывальников, 14 туалетов, 4 душа.
Источники потребления воды на 1 этаже
Источники потребления воды на 2 этаже
6. Данные о потреблении воды на протяжении последних четырех лет оформлены в таблицу и составлен график.
График расхода воды в школе за 2016 – 2019 гг
Ряд 1 – расход воды в 2016 году
Ряд 2 – расход воды в 2017 году
Ряд 3 – расход воды в 2018 году
Ряд 4 – расход воды в 2019 году
Расход воды по годам
Анализ ситуации по эффективности использования воды в школе и составление плана действий по ее сбережению
В школе 32 умывальника на 1 этаже, 17 умывальников на 2 этаже, 8 туалетов на 1 этаже, 6 туалетов на 2 этаже, 4 душа на 1 этаже. Всего 49 умывальников, 14 туалетов, 4 душа.
За 2016 год использовано 314 м³. В среднем за месяц использовано 26,17 м³ воды, в день 0,86 м³.
За октябрь 2016 года израсходовано воды 20 м³, в среднем за день – 0,65 м³ воды, 0,007 м³ воды каждым учеником ежедневно.
За 2017 год использовано 473 м³. В среднем за месяц использовано 39,41 м³ воды, в день 1,29 м³.
За период с 25.09.2017 по 24.10.2017 год израсходовано воды 43 м³, в среднем за день – 1,43 м³ воды, 0,017 м³ воды каждым учеником ежедневно.
За 2018 год использовано 657 м³. В среднем за месяц использовано 54,75 м³ воды, в день 1,80 м³.
За период с 23.09.2018 по 22.10.2018 год израсходовано воды 46 м³, в среднем за день – 1,53 м³ воды, 0,018 м³ воды каждым учеником ежедневно.
За 2019 год использовано 277 м³. В среднем за месяц использовано 23.08 м³ воды, в день 0,76 м³.
За период с 02.11.2019 по 02.12.2019 год израсходовано воды 42 м³, в среднем за день – 1,35 м³ воды, 0,016 м³ воды каждым учеником ежедневно.
Использование воды зависит от ряда факторов: месяца года, использования воды в качестве полива и при других сельскохозяйственных работах, на каникулах наличие оздоровительного лагеря или его отсутствие, количество тренировок в спортивном зале и использование после них душа. Лето 2018г. было сухим и жарким – расход воды увеличился т.к. необходимо было поливать огород и клумбы. В 2019 году, несмотря на необходимость полива летом и использования воды на другие хозяйственные нужды, благодаря рациональному использованию ресурсов, удалось сократить потребление воды.
В результате был составлен план мероприятий по дальнейшему рациональному использованию воды, который был согласован с администрацией учреждения образования.
План действий по рациональному использованию воды
1. Продолжить проводить разъяснительную работу с учащимися о роли воды в природе, ее значении в человеческом обществе, об использовании воды в промышленности, сельском хозяйстве, коммунальном хозяйстве, необходимости бережного использования водных ресурсов.
2. При обнаружении утечки воды, сломанного крана сообщить учителям или завхозу.
3. Плотно закрывать краны после использования.
4. Проверить наличие табличек, призывающих беречь воду, возле умывальников. При их отсутствии - прикрепить.
5. Дежурным учащимся контролировать использование воды из кранов возле столовой во время обеда.
6. Учащимся, ответственным за водосбережение в классе, контролировать рациональное использование воды для уборки класса и мытья доски.
7. Классным руководителям включить в план социальной, воспитательной и идеологической работы на 2019 – 2020 учебный год мероприятия по водосбережению.
8. Принять участие в районном этапе республиканских конкурсов школьных проектов по энергоэффективности «Энергосбережение» , акции «День Земли» в 2019 - 2020 учебном году.
9. Учителям – заведующим кабинетами в конце рабочего дня проверять плотно ли закрыты краны и нет ли утечки воды.
10. Провести мониторинговые исследования наличия в воде нитратов и нитритов. Информировать заинтересованных лиц о результатах исследования.
11. Составить листовки, призывающие бережно относится к водным ресурсам и распространить их среди учащихся и общественности.
Участники выполнения задания: 21 человек
Раздел IV. "Обращение с отходами"
Цель:
провести изучение состава отходов образующихся в школе и дома, разработать план действий по минимизации объемов образования отходов и их раздельному сбору, разработать семейные памятки по уменьшению их количества.
Задачи:
Дать учащимся понятие об отходах и проблемах, которые они создают;
Изучить состав отходов и проанализировать источники образования в школе и дома;
Составить план действий по минимизации объемов образования отходов в школе, раздельному сбору отходов;
Разработать семейные памятки по минимизации отходов, образующихся дома, рекомендации по их раздельному сбору.
Задание 4.1. Провести изучение состава образующихся в школе отходов и проанализировать источники их образования
Дата выполнения: ноябрь 2020 года
Участники: учащиеся 5-10 классов
Количество учащихся: 26
Отчет по результатам изучения с указанием источника и состава отходов
Состав отходов
|
Кол-во за 1 день
|
Кол-во за неделю
|
Кол – во
за месяц
|
Источники
отходов
|
1. Макулатура (исписанные тетради, списанные учебники, писчая бумага, упаковка)
|
150-200 г
|
900-1200 г
|
3600-4800г
|
Учебные кабинеты, учительская, кабинет директора, библиотека
|
2.Пластиковые бутылки
|
2 - 3 штук
|
12-18 штук
|
48- 72 штук
|
Спортзал,
коридор, пришкольная территория
|
3.Отработанные батарейки
|
|
1-2 штук
|
4 – 8 штук
|
Учительская, кабинет информатики
|
4.Алюминиевые банки
|
1 - 2 штук
|
6-12 штук
|
24-48 штук
|
Спортзал,
коридор, пришкольная территория
|
5.Органические отходы (листья от комнатных растений; сорняки на клумбах, огороде)
|
3 кг
|
18 кг
|
70 кг
|
Учебные кабинеты,
фитобар,
пришкольно-опытный участок
|
7.Пищевые отходы
|
500-600 г
|
2,5-3 кг
|
10- 12 кг
|
Столовая
|
8. Смешанный мусор (корки цитрусовых, бананов, стружка, изделия из ткани)
|
200-300 г
|
1,2-1,8 кг
|
4,8-7,2 кг
|
Коридор, кабинеты технического и обслуживающего труда
|
Задание 4.2. Составляем план по минимизации образования отходов в школе
Дата выполнения: ноябрь 2020 года
Участники: учащиеся 5-10 классов
Количество учащихся: 32
Составлен план действий по минимизации отходов в школе, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья на год. План утверждён директором школы и размещён на стенде "Зелёная школа".
№
п/п
|
Мероприятие
|
Выполнение
|
Ответственные
|
1
|
Обсудить результаты изучения состава и образования отходов
|
май 2020 г.
|
Гришко С.С.
Зам директора по хоз. части
|
2
|
Определить место сбора отходов и вторсырья в школе
|
май 2020 г.
|
Зам директора по хоз. части
|
3
|
Донести информацию до сведения школьников и родителей на общих часах информирования, родительском собрании о необходимости минимизации отходов в школе
|
май 2020 г.
|
Классные руководители
|
4
|
Проводить информационные часы «Бытовые отходы», «Вторая жизнь ненужных вещей» (согласно возрасту)
|
сентябрь - ноябрь 2020 г.
|
Классные руководители
|
5
|
Организовать сбор макулатуры, металлолома, пластиковых бутылок
|
постоянно
|
Зам. директора по хоз. части
|
6
|
Съедать всю пищу в школьной столовой
|
постоянно
|
Дежурные учителя
|
7
|
Установить в школе контейнеры для сбора отработанных батареек
|
октябрь 2020 г.
|
Администрация школы, зам.директора по хоз.части
|
8
|
Организовать акции «Наш уютный школьный двор» по уборке опавших листьев, скошенной травы
|
осень, весна, лето
|
Классные руководители
|
9
|
Организовать акцию по сбору ненужных вещей (ткани любого вида, одежды) «Стоп, хлам!»
|
сентябрь
2020 г.
|
Классные руководители
|
10
|
Провести конференцию юных исследователей по проблеме обращения с отходами «Планета без отходов»
|
ноябрь 2020 г.
|
Классные руководители 2-5 классов
|
11
|
Организовать и провести акцию по изготовлению предметов для украшения дома и сада из бытовых отходов
|
май 2020 г.
|
Гоменюк И.Л.
|
12
|
Разработать памятки по минимизации отходов для учащихся, работников школы, родителей
|
июнь 2020 г.
|
Гоменюк И.Л.
|
График сдачи вторсырья в школе
Класс
|
День недели
|
Сроки
|
1-4 классы
|
Понедельник, четверг
|
В течение года
|
5-8 классы
|
Вторник, пятница
|
В течение года
|
9 -11 классы
|
Среда, суббота
|
В течение года
|
Задание 4.3. Составляем план по минимизации отходов в школе, в частности занимаемся компостированием
Дата выполнения: ноябрь 2020 года
Участники: учащиеся 5-10 классов
Количество учащихся: 32
Выполнение задания:
Возле школьного участка установили приспособление из металлопрофиля для компостирования органических отходов.
Описание контейнера для компостирования органических отходов
Контейнер для компостирования – деревянный ящик без дна. Установлен на земле, сверху закрыт крышкой. Объем ящика 1,3 м3.
Задание 4.4. Проводим мониторинг выполнения плана
Задание 4.5. Провести изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. Разработать семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по их раздельному сбору и сдаче.
Дата выполнения: 09.01.2020 - 15.04.2020 г.
Участники: Учащийся 7 класса Гоменюк Дмитрий и его семья.
Ответственный педагогический работник: Гоменюк И.Л., классный руководитель
Выполнение задания:
Аудит по минимизации образования отходов в домашних условиях
Цель: изучение качества и количества отходов, собранных в результате жизнедеятельности отдельной семьи за день, с целью определения возможности их уменьшения.
Оборудование: карандаши, бумага, калькулятор, весы.
1. Что мы знаем об отходах?
2. Изучение состава мусорных корзин в дома.
3. Разделение мусора по составу.
4. Изучение накопления мусора в течении дня.
5. Памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях
1. Что мы знаем о бытовых отходах?
Отходы – это все, что человек выбрасывает на планету в результате хозяйственной деятельности, получения энергии и своей жизнедеятельности.
Мусор считается главным проклятием современной цивилизации.
По своему происхождению отходы подразделяются на промышленные, сельскохозяйственные и бытовые. Экологами даже был придуман каталог отходов, в который входит перечень видов отходов, систематизированных по совокупности важных признаков: по агрегатному состоянию, химическому составу, экологической опасности. На основании этих признаков отходы можно разделить на следующие группы:
• отходы органические природного происхождения (животного и растительного);
• отходы минерального происхождения;
• отходы химического происхождения;
• отходы коммунальные (включая бытовые).
2. Изучение состава мусорных корзин в доме.
Был проведен аудит домашних отходов на протяжении семи дней.
3. Разделение мусора по составу.
Мусор из корзины был рассортирован и взвешен. Получились 5 категорий мусора: бумага, целлофан, пластик, металлические банки, стекло,пищевые отходы (огрызки, кожура цитрусовых, кожура от овощей и т.д.).
4. Изучение накопления мусора в течении дня.
Результаты аудита отходов за семь дней.
День
|
Бумага (г)
|
Целлофан (г)
|
Пластик (г)
|
Пищевые отходы (г)
|
Стекло (г)
|
Металл (г)
|
09.0
|
100
|
15
|
-
|
650
|
-
|
-
|
10.01
|
150
|
-
|
-
|
830
|
-
|
230
|
11.01
|
60
|
45
|
20
|
720
|
150
|
-
|
12.01
|
180
|
-
|
150
|
860
|
-
|
150
|
13.01
|
420
|
90
|
120
|
310
|
-
|
-
|
14.01
|
150
|
-
|
-
|
770
|
70
|
-
|
15.01
|
140
|
20
|
50
|
630
|
-
|
190
|
Всего:
|
1200
|
170
|
340
|
4770
|
220
|
570
|
Всего за 7 дней собрано 8150гр мусора.
Среди всего мусора было больше всего пищевых отходов – 7270г, бумаги – 1200 г ( отправлена в макулатуру), целлофана – 170г, пластика – 340 г, стекла - 220 г, металла 570 г.
Бумажный мусор состоит из использованных газет, использованные тетрадные листки, фантики, оберточная бумага.
Полиэтилен – это целлофан для обертки, упаковка от семечек и чипсов, п/э пакеты.
Пищевой - огрызки яблок, семечки, очистки от овощей и фруктов.
Пластик – это баночки из-под йогурта, сметаны, пластиковые бутылки.
Стекло - бутылки , разбитая посуда и банки.
Металл – алюминиевые и стальные банки
Памятка по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях.
1. Предпочитать качественные и долговечные товары одноразовым вещам.
2. При посещении магазина брать с собой матерчатую сумку для продуктов, чтобы не покупать новый пластиковый пакет.
3. Покупать вещи, которые действительно нужны, а не навязаны рекламой.
4. Выбирать товары и упаковку, которые подлежат переработке.
5. Покупать товары без упаковки или с минимальной упаковкой.
6. Выбирать товары и упаковку, которые сделаны из вторсырья (переработанных отходов), тогда заводы будут заинтересованы перерабатывать отходы.
7. Найти новое применение для старых вещей, использовать их по другому назначению.
8. Отдавать ненужные вещи (одежду, бытовую технику, канцелярские принадлежности) тому, кому они пригодятся, а не выбрасывать их.
9. Сжимать упаковку (пластиковые коробки, бутылки), чтобы уменьшить её перед тем, как выбросить.
10. Собирать и сдавать макулатуру в школу.
11. Собирать и сдавать в специальные контейнеры стеклянную тару.
12. Вторично используй стеклянную тару для консервирования.
13. Для уменьшения массы пищевых отходов можно использовать часть бытовых отходов на корм домашним животным или как удобрения для комнатных цветов.
14. Покупай напитки в стеклянной таре, которую можно использовать много раз, сдать в магазин.