Слагаемые успеха
Правильный выбор профессии позволит вам полностью реализовать свой потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Как и любое дело, выбор профессии начинается с постановки цели. Цели должны быть:
- конкретными (хочу получить Нобелевскую премию в области литературы, купить домик в деревне на берегу Оки, стать самым крутым бизнесменом в нашем подъезде, хочу получить хорошее образование, пробежать марафонскую дистанцию за три часа и т.д.);
- реалистичными (соотнесенными с собственными возможностями — физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными и т.д.). Если нет литературных способностей, то Нобелевская премия в области литературы — цель нереалистичная, если никогда не бегал, то лучше не выходить на марафонскую дистанцию;
- ограниченными во времени («цель — это мечта, которая должна осуществиться точно к назначенному сроку»).
Французский писатель и философ Ларошфуко писал: «Умный человек определяет место для каждого из своих желаний и затем исполняет их по порядку. Наша жадность часто нарушает этот порядок и заставляет преследовать одновременно такое множество целей, что в погоне за пустяками мы упускаем главное».
Цели должны быть обеспечены внутренними ресурсами — личностными особенностями, склонностями, способностями, профессионально важными качествами, а не внешними — деньги, связи, случай. При планировании профессиональной карьеры необходимо выделить следующие моменты:
1) главная цель (кем хочу стать, чего хочу достичь, каким хочу быть);
2) цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия в кружках, секциях, знакомство с будущей профессией, возможным местом учебы или работы);
3) пути и средства достижения целей (знания и умения, связи и деньги);
4) внешние условия достижения целей (выбор места учебы или работы, возможные препятствия и пути их преодоления);
5) внутренние условия достижения целей (способности, сила воли, здоровье);
6) запасные варианты и пути их достижения (это как запасной парашют).
Если ваша цель — выбор профессии в соответствии с вашими возможностями и потребностями, задайте себе следующие вопросы:
- на какой уровень образования (высшее, среднее специальное, курсы или что-то еще) я могу рассчитывать, учитывая свою школьную успеваемость и интеллектуальные возможности, умения, склонности;
- каким должно быть содержание профессии, чтобы мне было интересно работать;
- какое материальное вознаграждение я хочу получить за свой труд — реальный минимум заработной платы;
- какой образ жизни я хочу вести: напряженный, когда приходится уделять работе не только рабочее, но и личное время — или свободный, позволяющий много времени отдавать семье, друзьям и любимому делу;
- хочу я работать рядом с домом, или мне это безразлично.
Выбор можно считать правильным, если соблюдаются следующие условия.
Во-первых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств — интеллектуальных, физических, личностных. Во-вторых, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда. В-третьих, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость.
Представим эти условия в виде трех окружностей — «МОГУ», «НАДО», «ХОЧУ» и посмотрим, что означает несовпадение или частичное совпадение этих окружностей.
I вариант. Требования рынка труда, возможности и желания самого человека даже не пересекаются. Результат описан в известной басне И.А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак». Можно только пожалеть человека, который хочет делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало — больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают.
IIвариант.Требования рынка, возможности и желания человека пересекаются, хотя не совпадают. Этот случай не так безнадежен, как первый, потому что можно найти компромисс между тремя условиями профессиональной успешности. По мере освоения профессии может расти интерес к ней. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда.
IIIвариант. Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и желаний человека. К сожалению, самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.
«То, что я делаю, я не назвал бы работой. Это высокое наслаждение, удовольствие, огромная радость, ни с чем не сравнимая», — писал о своей работе лауреат Нобелевской премии по физике академик Лев Ландау.
«МОГУ», «НАДО», «ХОЧУ» - слагаемые успеха. Рассмотрим каждое из них.
Интересы и склонности
...Отец часто рассказывал сыну мифы о героях Древней Греции, читал вслух Гомера. Однажды он подарил сыну иллюстрированную «Всемирную историю для детей». Там была изображена охваченная огнем Троя. «Где находится этот город?» — спросил мальчик. «Никому еще не удавалось найти его», — ответил отец. «Когда я вырасту, я найду его!» — воскликнул сын.
С 14 лет он — ученик в лавке, затем — юнга на корабле. Корреспондент, бухгалтер, основатель собственного торгового дома, владелец банка. За 2,5 года он овладел английским, французским, голландским, испанским, португальским языками. Потом русским — за 6 недель! Затем шведским, польским, новогреческим. Он совершает путешествие вокруг света. Пишет книги. Становится миллионером. Внезапно в 46 лет все бросает и погружается в археологию. Дилетант занялся наукой.
Все его сбережения отданы идее. Он трудился без сна и отдыха, преодолевая неимоверные препятствия: малярию, несговорчивость рабочих, недоверие ученых всего мира, считавших его, мягко говоря, чудаком. Он буквально следовал детским впечатлениям: начал копать там, где указал Гомер. Переворошил 250000м3 земли. И сказка стала действительностью. Руки Германа Шлимана держали сокровища царей, 4000 лет пролежавшие в земле. (Дусавицкий А.К. Формула интереса)
С обыденной точки зрения поведение Шлимана — чудачество. Ведь у него было все, что, казалось бы, нужно для счастья — «положение в обществе и богатство». Но, вероятно, ему этого было недостаточно. В данном случае положение и богатство были только средством достижения цели, а не целью.
Представим, что не было этих сорока лет упорного труда, не было этого бесценного профессионального и жизненного опыта, которые позволили Шлиману разбогатеть, а был мальчик, который хотел разыскать Трою... О своих детских фантазиях взрослые обычно вспоминают с улыбкой или смущением. По мере взросления мечты рассеиваются как утренний туман, если только они не подкреплены таким устойчивым интересом, как у Шлимана. Интерес помогает раскрыть способности, преодолеть препятствия на пути к цели.
Интересы различаются по содержанию (интерес к литературе, музыке, технике, животным, цветам, компьютерным играм, моделированию одежды и т.д.), по глубине, по длительности. Способность проявлять интерес связана с особенностями темперамента человека: у меланхоликов и флегматиков обычно интересы более устойчивые и глубокие, зато у холериков и сангвиников интересы шире.
Известны случаи, когда интересы ребенка шли вразрез с планами родителей. «У тебя на уме только стрельба, возня с собаками и ловля крыс, ты будешь позором для всей семьи», — стыдил мистер Дарвин своего сына Чарлза.
Большинство великих людей — ученых, писателей, композиторов, художников — уже в детском возрасте проявляли интересы и склонности к занятиям наукой, литературой, музыкой, изобразительным искусством, но не на пустом месте. На формирование интересов влияет окружающая среда, воспитание и образование. У каждого человека есть своя «программа», которую психологи называют жизненным сценарием. Сценарий складывается еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей.
Между интересами и склонностями много общего, но есть и различие. Интересы выражаются формулой «хочу знать», а склонности — формулой «хочу делать». Можно интересоваться кинематографом, с удовольствием смотреть фильмы, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов и коллекционировать их автографы, но при этом самому совершенно не стремиться к профессиональной деятельности в области кино. Можно быть фанатом футбольной команды, посещать все игры с ее участием, но при этом не делать даже утренней зарядки. Профессию надо выбирать в соответствии со своими интересами и склонностями.
Как управлять своими интересами и склонностями
Вспомним страницы романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера».
...Том вышел на улицу с ведром известки и длинной кистью. Он окинул взглядом забор, и радость в одно мгновение улетела у него из души. Тридцать ярдов деревянного забора в девять футов вышины! Жизнь показалась ему бессмыслицей, существование — тяжелою ношей... И вдруг в эту черную минуту отчаяния на Тома снизошло вдохновение! Именно вдохновение — блестящая, гениальная мысль.
Он взял кисть и спокойно принялся за работу. Вот вдали показался тот самый мальчишка, насмешек которого он боялся больше всего.
—Что, брат, заставляют работать? – Том круто повернулся к нему:
—А, это ты, Бен! А я и не заметил.
— Слушай-ка, я иду купаться. Небось и тебе хочется, а? Но тебе, конечно, нельзя, придется работать.
Том посмотрел на него и сказал:
—Что ты называешь работой?
—А разве это не работа?
—Может, работа, а может, и нет. Я знаю только одно: Тому Сойеру она по душе... Разве мальчишкам каждый день достается белить заборы?.. Из тысячи... даже, пожалуй, из двух тысяч мальчиков найдется только один, кто сумел бы выполнить это как следует...
...Если бы известка не кончилась, он разорил бы всех ребят этого города. Сам того не ведая, он открыл закон, управляющий поступками людей, а именно: для того, чтобы человек страстно захотел обладать какой-либо вещью, эта вещь должна достаться ему как молено труднее.
Тому удалось сделать привлекательной, по крайней мере в восприятии товарищей, скучную, неинтересную работу. Он убедил ребят, что белить заборы — большая честь и редкое удовольствие. А главное, что они испытали эти чувства на самом деле!
Если влиять на интересы других людей можно, то управлять своими собственными интересами просто необходимо. Для этого нужно соблюдать следующие условия:
1) добровольность — цели, поставленные перед собой самим человеком, достигаются легче, чем цели, навязанные другими;
2) постепенность — следует дозировать усилия, увеличивая их постепенно;
3) положительные эмоции — «усилие на грани приятного»: заниматься до тех пор, пока дело в радость, а не в тягость.
Интерес формируется в реальном деле — пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет. Поэтому постарайтесь попробовать себя в разных видах деятельности — спорте, литературе, искусстве, науке — в том объеме и на том уровне, на каком это возможно в школьных кружках и секциях, музыкальных школах и т.п.
Следующее необходимое условие правильного выбора профессии — учет своих профессиональных возможностей, то есть способностей.
Способности и профессиональная пригодность
Каждый человек от рождения имеет особенности строения тела, органов чувств и мозга. Эти особенности еще называют «задатками», то есть заранее данными от природы качествами. К задаткам относят силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов, скорость и точность реакции, врожденные особенности зрения и слуха.
Хорошая память и внимание, могут быть даны человеку от природы, но их можно и развить специальными упражнениями. На основании одних и тех же задатков возникают различные способности. Способности — это индивидуально-психологические особенности человека.
Способности бывают общие и специальные. Общие – к ним относят способности, которые есть у всех людей, но развиты у каждого в разной степени, и которые важны для самых разных видов деятельности.
Например, физические способности необходимы представителям многих профессий. Сотрудник правоохранительных органов, официант, массажист, тренер должны быть сильными, выносливыми и ловкими. Высокий уровень физического развития необходим и тем, кто выбрал профессии, связанные с военной службой, охраной, спортом, пожарными, водолазными и аварийно-спасательными работами.
Высокий уровень общего умственного, или интеллектуального, развития является условием успешной работы учителя, врача, юриста, экономиста, программиста и т. п. Уровень умственного развития определяется как природными задатками и наследственностью человека, так и его жизненным опытом, образованием, воспитанием и чертами характера. Тип мышления — это индивидуальный способ преобразования информации. Зная свой тип мышления, можно прогнозировать успешность в определенных видах профессиональной деятельности.
Коммуникативные способности для большинства профессий не менее важны, чем другие. Многие профессии связаны с обслуживанием, обучением, воспитанием других людей если не прямо, то косвенно. Успешность юриста, врача, учителя, менеджера во многом зависит от их эмоциональной устойчивости и умения общаться.
С помощью некоторых тестов («Профиль» и «Тип мышления» Резапкиной, «Опросник профессиональных склонностей» «Йовайши) можно оценить уровень развития некоторых общих способностей. Однако существуют способности, наличие или отсутствие которых может определить только специалист. Это специальные способности — артистические, литературные, математические, лингвистические, музыкальные, — определяющие успешность в конкретных видах деятельности.
Когда юный Моцарт в семилетнем возрасте давал концерты во Франкфурте-на-Майне, к нему подошел мальчик лет четырнадцати.
—Как замечательно ты играешь/ Мне никогда так не научиться.
—Отчего же? Ты ведь совсем большой. Попробуй, а если не получится, начни писать ноты.
—Да я пишу... Стихи...
—Это ведь тоже интересно. Писать хорошие стихи, вероятно, еще труднее, чем сочинять музыку.
— Отчего же, совсем легко. Ты попробуй ... – Собеседником Моцарта был Гете.
Если у человека есть способности, например, литературные или музыкальные, это не значит, что он может расслабиться и ждать, когда к нему придет слава. Человек, не наделенный от природы выдающимися способностями, может догнать и обогнать баловня природы благодаря упорным занятиям. Человек с прекрасными физическими данными, богатырским здоровьем и молниеносной реакцией может проиграть слабому сопернику, если будет пропускать тренировки и нарушать спортивный режим. Многие щедро одаренные от природы люди бесславно закончили свой земной путь, потому что остановились в профессиональном развитии.
У каждого человека есть определенные способности. По тому, насколько они соответствуют требованиям, предъявляемым конкретной профессией к человеку, обычно и судят о его профессиональной пригодности.
Требования профессии называют еще профессионально важными качествами. Работа врача, учителя, продавца требует от человека доброжелательности, отзывчивости, умения контролировать свои эмоции. Для диспетчера или оператора профессионально важными качествами являются хорошее внимание, умение работать с разнородной информацией и оперативно принимать решения. Оперативный работник, сотрудник МЧС, пожарный должны быть эмоционально устойчивыми и хладнокровными, обладать мгновенной реакцией, силой и выносливостью. Недостаток этих качеств может стоить им здоровья или жизни.
Как быть, если у человека нет всех способностей, необходимых для избранной профессии? В этом случае возможны два пути: или изменить выбор, или компенсировать недостающие или слабовыраженные способности полезными привычками и эффективными приемами организации труда. Забывчивость можно компенсировать систематическим ведением различных записей, медлительность — тщательностью выполнения работы, слабость пространственного и образного мышления — использованием макетов и наглядных пособий.
Но есть универсальные качества, например, порядочность и ответственность, которые ничем нельзя компенсировать. Непорядочный или безответственный человек на своем рабочем месте способен создать много проблем, и чем выше должность, тем он опаснее для окружающих.
В подростковом возрасте идет интенсивное развитие общих и специальных способностей. В этом возрасте активно формируются и развиваются межличностные коммуникативные способности, включающие умение вступать в контакт с людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей – это возраст повышенной интеллектуальной активности. Именно в старшем школьном возрасте, когда осуществляется формирование профессиональных планов и происходит личностное самоопределение, необходимо знать и правильно оценивать свои способности и возможности, соотносить их с успешностью будущей деятельности и выбираемой профессии. Ясность, гибкость, оригинальность и острота мышления, настойчивость, дисциплинированность, уверенность и самообладание формируются и развиваются только в молодом возрасте. Наличие этих качеств и обеспечивает способность к труду.
По данным социологических исследований, примерно половина людей, стоящих перед выбором профессии, собираются управлять другими людьми или финансами и планируют стать менеджером, предпринимателем или просто руководителем. Но только 5—7% трудоспособного населения имеют необходимые склонности и способности к такого рода деятельности.
Рассмотрите таблицу, в которой приведены профессионально важные качества руководителя и предпринимателя, и оцените степень выраженности этих качеств у себя.
Качества
|
Высокий уровень
|
Средний уровень
|
Низкий уровень
|
Развитый интеллект
|
Может работать при дефиците или отсутствии информации, т.к. реконструирует события по деталям, обладает интуицией, которая помогает предвидеть события.
|
Способен анализировать и систематизировать информацию, принимать верные решения и в ряде случаев прогнозировать события.
|
Испытывает затруднения при анализе информации, не может построить целостную картину событий из отдельных фактов.
|
Коммуникабельность
|
К людям относится с искренним интересом и дружелюбием, легко устанавливает контакты с представителями различных кругов.
|
К людям относится с уважением и интересом, вежлив, корректен, не избегает контактов с людьми, но и не стремится к ним.
|
К большинству людей испытывает плохо скрываемое раздражение, с трудом находит общий язык с другими людьми.
|
Ответственность
|
Готов брать на себя ответственность не только за свои действия и решения, но и за действия подчиненных, причины неудач ищет в себе.
|
Признает ответственность за свои действия и решения, но готов разделить ее с другими.
|
Избегает принимать решения, при удобном случае перекладывает ответственность на других.
|
Организаторские способности
|
Способен увлечь людей своими идеями, умеет найти применение каждому человеку, убедить его в важности выполняемого им дела и обеспечить условия для выполнения работы.
|
Готов организовать других людей на общее дело, но может испытывать при этом трудности. Иногда проще это сделать самому.
|
Не любит и не умеет организовывать других людей и испытывает трудности с самоорганизацией.
|
Решительность
|
Если принял решение, проводит его в жизнь быстро, бесповоротно.
|
Принятие решения дается ценой некоторых усилий.
|
Испытывает беспокойство, если от него требуют активных действий, занимает выжидательную позицию.
|
Упорство
|
Идет к намеченной цели, не обращая внимания на возникающие трудности.
|
Преодолевает трудности на пути к цели ценой значительного напряжения.
|
Отступает при первых трудностях.
|
Высший уровень профессиональной пригодности называют призванием. Это не только абсолютное совпадение требований профессии и личностных, физиологических, интеллектуальных особенностей человека, но и ярко выраженный интерес к этому виду деятельности, граничащий с любовью.
Находясь на гастролях в Риге, Леонид Утесов зашел к местному портному: «Мне нужно два костюма. Только быстро, по-стахановски, чтобы первый был готов через неделю!»
«Я ваших стахановских методов не знаю, — отвечал портной, — приходите через три дня и забирайте оба!» Утесов опешил от такой дерзости. «Вы, наверное, не поняли. Мне нужны очень хорошие костюмы. Как тот, который на мне». Портной презрительно осмотрел костюм и спросил: «Кто вам его шил?» «Его шил сам Затирка», — гордо отвечал артист. «Я не спрашиваю, как его фамилия, я спрашиваю, кто он по профессии?»— парировал портной. Утесов был в восторге от остроумия портного. А через три дня — от новых костюмов.
Творцов, мастеров своего дела во все времена были единицы, и ценились они на весь золота. Если кому-то кажется, что этот уровень для него недоступен, не стоит опускать руки: во-первых, вы только в самом начале профессионального пути, во-вторых, вы еще не знаете, на что способны, а в-третьих, выдающихся успехов эти люди добились тоже не сразу. Обычный человек использует только 10% своих физических и умственных способностей – разница между той долей способностей, которую он использует, и той, которая действительно имеется в его распоряжении – это разница между тем, что он есть, и тем, кем он может быть.
Итак, «Могу» — значит, обладаю ресурсами, необходимыми для того, чтобы стать профессионалом. Это прежде всего способности и профессионально важные качества.
Рынок труда. Что скрывается за энергичным словом «Надо»? Предположим, городу нужны сто сантехников и один юрист. Реально все наоборот: сто юристов и один сантехник. Возможны следующие варианты: 99 лишних юристов переквалифицируются в сантехники, или уедут в другие города, имеющие потребность в их услугах, или умрут голодной смертью. А все потому, что выбирали профессию из соображений престижа, а не требований рынка труда.
Рынок труда, или рынок рабочей силы, — это система социально-экономических взаимоотношений между работодателями и теми, кто ищет работу. В этом смысле человека, ищущего работу, можно считать продавцом, потому что он предлагает себя как профессионала тому, кто готов платить за его работу. Работодателя в этой ситуации можно рассматривать как покупателя, выбирающего подходящего специалиста для ведения производственной, коммерческой или иной деятельности. Эти отношения равноправны, хотя каждая сторона преследует свои цели. Если цели совпадают, то есть работа устраивает специалиста, а специалист — работодателя, то в результате выигрывают обе стороны.
Нередко возникает конфликт интересов: специалист предъявляет особые требования к условиям и оплате труда (например, требует бесплатного обеда и личного шофера, может работать только через день и т.д.). Если этот привередливый специалист уникален и незаменим, работодатель может согласиться на все эти условия в расчете на то, что затраты окупятся. Если же специалист не представляет особой ценности, ему придется снизить уровень притязаний, отказавшись для начала хотя бы от бесплатного обеда. Иначе он рискует остаться без работы.
Работодатель проявляет нереалистичный уровень притязаний, когда требует от своих работников усилий, несопоставимых с заработной платой. Классический пример такого работодателя показал А.С. Пушкин в «Сказке о попе и о работнике его Балде»: Нужен мне работник-Конюх, повар и плотник. Да где найти такого, Работника не слишком дорогого? Как вы помните, дешевый работник обошелся работодателю очень дорого.
В наше время права и обязанности сторон регулируются трудовым соглашением, или контрактом, — документом, в котором оговариваются условия и оплата труда, а также должностной инструкцией. Работодатель не вправе требовать от специалиста работы, выходящей за рамки его служебных обязанностей.
Рынок труда развивается по тем же законам, что и рынок товаров и услуг. Здесь действует закон спроса и предложения, формируя цены на особый товар — рабочую силу. Эта цена называется заработной платой. Заработная плата — это денежное вознаграждение работника за выполнение своих обязанностей. Она начисляется в соответствии с занимаемой должностью и зависит от квалификации специалиста, которая складывается из уровня профессиональной подготовки, опыта работы, личностных и профессионально важных качеств. На размер заработной платы влияют интенсивность, продолжительность и условия труда.
Чем больше специалистов определенной квалификации на рынке рабочей силы, тем ниже их цена. Эта ситуация выгодна работодателям: во-первых, есть выбор, во-вторых, можно сэкономить на зарплате. Результатом превышения предложения над спросом является безработица.
Ситуация, при которой специалистов меньше, чем требуется на рынке труда, выгодна этим специалистам, потому что они могут диктовать работодателям свои условия. Однако дефицит специалистов негативно скажется на экономике в целом. В результате пострадают все.
Идеальный вариант — число специалистов, предлагающих свои услуги, равно числу требуемых специалистов. Такая ситуация называется рыночным равновесием.
Очевидно, что существуют массовые профессии, требующие большого количества специалистов. Потребность в жилище, питании, одежде не оставит без работы строителей, технологов и производителей изделий и продуктов питания. Пока есть болезни, нужны врачи. Пока есть дети, нужны учителя. Пока есть преступность, нужны работники правоохранительных органов.
Особую категорию специалистов составляют ученые, изобретатели, люди искусства, представители редких профессий, например, реставратор, летчик-космонавт, криптограф, дегустатор, ювелир, переводчик, психолог. Это — «штучный» товар. Если в эту «нишу» устремляется большое количество людей, возникает конкуренция — неизбежное следствие рыночных отношений. Синонимы слова «конкуренция» — соревнование, соперничество. Конкурентоспособность — это соответствие качества предлагаемой рабочей силы требованиям работодателя. Если человек никогда не занимался спортом, выходить на старт марафонской дистанции наравне с опытными спортсменами не только неразумно, но и опасно. Ваши ресурсы на рынке труда — это ваше профессиональное образование и опыт работы, трудовая мотивация и личностные качества (ответственность, способность к профессиональному и личностному росту, работоспособность).
Вывод: будущим студентам необходимо реальнее оценивать свои способности и возможности трудоустройства.
Но правильный выбор профессии — еще не все. Если человек не совершенствуется как профессионал и личность, может наступить профессиональная деформация — явление, заметное только со стороны. Наверняка вы можете вспомнить взрослых, профессию которых можно определить по их поведению. Смена профессиональной деятельности помогает избежать профессиональной деформации. На протяжении жизни человек может несколько раз менять профессию. Иногда хобби превращается в профессию, а профессия становится хобби.
Какую цену вы готовы заплатить за свой выбор? Чем вы будете за него расплачиваться? Некоторые профессии вредны для здоровья. Есть профессии, трудно совместимые с семейной жизнью. Выбирая профессию, важно осознавать степень риска и ответственности.
Мы рассмотрели факторы, определяющие профессиональную успешность, — требования рынка труда, учет своих интересов, склонностей и способностей. Правильный выбор профессии — это выбор с учетом своих реальных возможностей и ограничений. Знать все это необходимо…
раскрыть » / « свернуть